Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Первая школа в Черноголовке

Муниципальное образовательное учреждение СОШ №75

Ногинского муниципального района

III Областная конференция исследовательской деятельности обучающихся

«Юный исследователь»

Секция: Краеведение

Тема: «Первая школа в Черноголовке»

 

Автор работы: Беляева Мария, 10 «Б» класс

Черноголовка, 2012

 

Цель работы: Изучить историю первой школы в городе Черноголовка.

Задачи:

  1. Исследование исторического материала, связанного с возникновением и  развитием первой школы в Черноголовке.
  2. Знакомство со старожилами города (исследовательское интервью).
  3. Найти архивные фотографии.

Введение

Каждый день сотни жителей города Черноголовка проходят мимо Дома Учёных, но из них лишь малая часть знает о том, что 52 года назад, когда наш город из деревни только начинал становиться научным центром, на этом месте располагалась первая школа в деревне Черноголовка, в которой детей обучали азам науки.

Почему я выбрала эту тему?  Я узнала, что в деревне Черноголовка была деревенская школа. И находилась она на месте где стоит Дом Ученых.  Из материалов известных краеведов я узнала, что с  девятнадцатого столетия, стало увеличиваться   число открываемых школ не только в Московской губернии, но и в Богородском уезде. Только за период с 1881 по 1885 год было открыто в уезде 8 земских и 5 церковно-приходских школ. К концу столетия в уезде насчитывалось 69 земских и 42 церковно-приходских школ.

Такие успехи можно объяснить деятельностью Земств[1]. Из-за нехватки средств, невозможно было строить новые школы,  не было стройной образовательной системы. И только с середины восьмидесятых годов девятнадцатого столетия размер ссуд и пособий на строительство школ был увеличен в несколько раз, а с 1896 года стали выделяться, даже, средства на их ремонт. За счёт земства, было разработано несколько типов школьных зданий.

На заседаниях Уездных комитетов, рассматривались вопросы об открытии очередной школы, брали во внимание место постройки, количество жителей в данном селении и предполагаемое количество учеников, качество выделенного под школу земельного участка и так далее. Особенное внимание уделялось кандидатуре попечителя – им должен был быть человек известный, пользующийся уважением сельчан, имеющий возможность оказывать помощь школе с первого дня возведения здания и до полного укомплектования мебелью и школьными принадлежностями. Ставя свою подпись под решением комитета, попечитель, таким образом, брал на себя соответствующие обязательства.

С 1880 года земство приступает к содержанию уже двухклассных училищ. Пройдет еще 10 лет и в 1890 году будет поставлен на очередь вопрос о всеобщем образовании

1928 год. Первая школа в селе Макарово. 1872 год. Школа в селе Ивановском

  Образование в Черноголовке           

Первая школа, в деревне Черноголовка была открыта в 1892 году в доме крестьянина Монахова. Надо отметить, что первые земские  школы в селах и деревнях, в основном, открывались  в домах местных крестьян, которые для этой цели  выделяли часть дома. Вот в такой школе, доме, и стали учиться дети не только из деревни Черноголовка, но и соседних деревень. Первых учеников было 20, а учительницей была Соловьева Серафима Сергеевна, столбовая дворянка, с золотой медалью окончившая гимназию. Нелегким, если не сказать – тяжелым, было положение земского учителя. Только 78,3 % школ были обеспечены учительскими квартирами. Из них большая часть – 85 %, имели только одну комнату. Но отношение к учителю, было невероятно почитаемое. Земские учителя были в прямом смысле подвижниками своего благородного дела и тем самым вызывали у местных жителей искреннее почитание. Культура деревни с возникновением земских и церковно-приходских школ неразрывно связана с учительским обликом. Сельский житель внимательно присматривался  к повседневному поведению, к учительской манере говорить, одеваться, ходить. До революции в школах обязательно изучались основы религии – так называемый « Закон Божий»

 В 1897 году было построено типовое школьное здание, рядом со Стромынским трактом, на небольшом расстоянии от крестьянских домов Черноголовки. В настоящее время  на этом месте находится Дом Ученых. Деревянное одноэтажное здание было построено на средства Богородского земства и при содействии попечителя И.С.Шибаева – богородского фабриканта. В документах того времени сказано: «Внутри одна классная комната на 55 учеников, столы на трех учеников – приобретены попечителем, мебель в комнате учительницы – от земства, при школе имеется раздевальня и кухня. Из статьи А.Мельникова берем схему, по которой строилась школа. На схеме видим комнату, выделенную для учителя. В этой комнате, до своего отъезда, жила Серафима Сергеевна.

 В 1901 году Серафима Сергеевна вышла замуж за диакона Друганова Василия Дмитриевича  и переехала к нему, в село Пехра, где продолжала учительствовать. Народная память сохранила много имен земских учителей: среди них мы можем поставить и нашу первую учительницу  Серафиму Сергеевну  Соловьеву.

Познакомившись с материалом краеведа А. Мельникова о первых годах жизни черноголовской земской школы, передо мной встала другая задача - узнать о дальнейшей судьбе школы. Найти краеведческий материал по этой теме я не смогла.  Пришлось  искать свидетелей и очевидцев, знавших, что -  либо о черноголовской школе.

Наступила новая эпоха в истории России.

Народное образование переживало все то, что переживало государство и народ. Советская школа, несмотря на строгие идеологические рамки советского времени, во многом сохранила и успешно развивала уровень преподавания таких фундаментальных предметов, как физика, математика и русский язык. В известном смысле традиции дореволюционной русской школы держались до 60 – 70- х годов прошлого столетия. Нельзя не отметить, что советская школа выдвинула, целую плеяду педагогов, которые явились не только значительными специалистами в преподаваемом ими предмете, но всей своею жизнью давали пример гражданственного служения своей Родины.

Из воспоминаний Бушуевой (Виноградовой)  Людмилы Федоровны

На фото. Учительница Холопцева Клавдия Васильевна с 4 классом.

1948 год.

Я попросила ее рассказать о себе. Ее детство прошло в деревне Афанасово, здесь она  родилась в 1939 году. Будучи маленькой девочкой, она каждый день преодолевала путь в 3 км из деревни Афанасово в Черноголовку, чаще всего со своими подругами Лидой Леоновой и Ларисой Большовой. Случалось и так, что на обратном пути  попутная лошадь довозила учеников до д. Афанасово. Поликлиники, конечно, не было, но в школу приходила, деревенский фельдшер Валентина Михайловна Коржавина и делала учащимся прививки. Классным руководителем Людмилы Федоровны была Ларионова Зинаида Васильевна, а затем – Холопцева Клавдия Васильевна.

Были уроки физкультуры на спортивной площадке перед школой, а зимой – на лыжах. Также, были уроки труда, которые вела классный  руководитель, и именно на этих уроках в 1948 – 1949 годы была посажена Берёзовая аллея. Сейчас от березовой аллеи осталось только одно дерево, которое не так давно украсили гирляндами, расположено оно правее от Дома Учёных. Школа находилась на том месте, где сейчас стоит Дом ученых Людмила Федоровна с 5 класса продолжила учебу в якимовской школе.

Фото от Бушуевой Л.Ф.

Первый класс -  1947 год

Третий класс - 1949 год.

Школа на всем протяжении своего существования была начальной, после окончания четырех классов дети Черноголовки учились в селе Ямкино, или в городе Ногинске. В 1940 году открылась школа в деревне Якимово, это была уже семилетняя школа. Директором Черноголовской начальной школы и Якимовской  семилетней школы был назначен Казачок Семен Степанович. В годы Великой Отечественной войны школой управлял Гиляревский Владимир Иванович

Директор школы Гиляревскии Владимир Иванович и преподаватель математики Клавдия Николаевна Виноградова. Директор школы Владимир Николаевич Галяревский и учитель Аркадий Алексеевич Белов.

В 1950 годах вышло постановление партии и правительства об обязательном семилетнем образовании. Поэтому Черноголовская начальная школа была объединена с Якимовской неполной – средней школой № 49.

Так появилась  Якимовская неполная – средняя школа № 49. Заведующим был назначен Сергей Дмитриевич Новиков. Сергей Дмитриевич, кроме заведующего был и учителем,

преподавал  биологию, географию и химию. Он много сделал для школы, вернее двух школ. Привел в порядок внутришкольные дела, взялся за благоустройство территории около школьных зданий, где были посажены фруктовые сады. Колхоз выделил школе под огород два гектара земли. Затем был проведен капитальный ремонт школьных помещений, в Якимове одна холодная комната была переоборудована в отапливаемый класс и дети стали заниматься одну смену. Главным помощником  директора была завуч и преподаватель математики Клавдия Николаевна Виноградова.                 

На фото. Евдокия Ивановна Лукьянова. Вход в жилое помещение был через сени и с улицы.

Семья Виноградовых, а именно, Клавдия Николаевна Виноградова, её муж Арсений Степанович, мама Клавдии Николаевны Евдокия Лукьянова и двое детей жили в здании черноголовской школы.

 

 

Лучшие учащиеся 1 – 4 классов Якимовской семилетней школы № 49

Учителя: Капиталина Васильевна Абрамова, Зоя Алексеевна Максимова. 10.06.1960 год

 

 

 

 

 

Зоя Алексеевна Максимова.

 Зоя Алексеевна родилась Черноголовке, и это место остается ее малой родиной, по сей день.  Сначала она училась в черноголовской  начальной школе, затем в  якимовской семилетней школе. После ее окончания поступила в Ногинское педучилище. Работала  в деревне Боково учителем начальных классов, после в якимовской школе. Несмотря на сложность обучения в одном кабинете сразу двух классов, Зоя Алексеевна умело справлялась со своими обязанностями. Ей никогда не приходилось повышать голос, в классе всегда была тишина, которой сопутствовала рабочая атмосфера. Дети всегда стремились в школу, радовались похвале любимой и требовательной учительницы. Она грамотно учила детей писать, читать, анализировать.                        

 Лидия Алексеевна Максимовна.

049.jpgЯ начала работать в интернате, который находился в первой начальной школе. Дети с 1 по 9 класс собирались из местных окрестных деревень, и не у всех была возможность уезжать домой. Поэтому интернат  располагался в здании старой деревенской школы, потом занимал несколько комнат в доме напротив новой школы. Лидия Алексеевна и воспитатель Антонина Георгиевна Пинегина по очереди дежурили ночами, утром будили детей, кормили, провожали в школу, днем делали с ними уроки. Часто ходили в деревню на ферму за молоком, сами варили кашу не завтрак.

Из воспоминаний Александры Ивановны  Прихоженко

В начале 60 - х годов в Черноголовку по приглашению Ф. И. Дубовицкого начали приезжать научные сотрудники со всех уголков нашей страны в связи с открытием в нашем городе Института химической физики. В этот период в наш город переехала с двумя сыновьями, которые обучались в первой школе и являются последними её учениками.  На основе воспоминаний Александры Ивановны и Лидии Васильевны  мной составлено описание школы в 1960-1962 годах. Вот как выглядела школа снаружи: На небольшой возвышенности, на опушке соснового леса располагалось деревянное здание. Это и была начальная черноголовская школа. С трёх сторон её окружал яблоневый сад, школьный огород, и справа от школы (на месте современной поликлиники) располагалась воинская часть. Теперь, как я уже говорила, на месте этой школы – Дом Учёных. Яблони были бережно перенесены и высажены вдоль правой стороны улицы Первой. А остатки соснового леса сохранились до настоящего времени на участке от  ДУ до магазина «Флора».

 Лидия Васильевна Максимова

В эти годы в черноголовской школе преподавала Лидия Васильевна Максимова, которая после закрытия первой школы  много лет проработала в школе №82.

Внутреннее убранство школы:

Поднявшись по нескольким деревянным ступеням, через добротную входную, вы попадаете в просторные сени. В сенях раздевались ученики.  Напротив входа – дверь в большую классную комнату – светлую, чистую, уютную, повсюду комнатные растения. Зимой школа отапливалась до прихода учеников. Делала это баба Дуня и истопник рабочий. Баба Дуня (так называли Евдокию Лукьянову) была непререкаемым авторитетом для учеников. В её обязанности входило  возвещение начала уроков и  перемен при помощи звонкого колокольчика. Он звучал точно по минутам, был слышен далеко за стенами школы. А также баба Дуня пекла пироги для детей, готовила бутерброды. На переменах дети прямо в классной комнате пили чай, и это было для учеников абсолютно бесплатно. Школьники охотно помогали бабе Дуне: носили дрова и воду, убирали снег у входа в школу. Слушались её безоговорочно, баба Дуня обладала даром воспитателя. Считалось, что её влияние на учебный процесс было очень благотворным.

Как обучались школьники:

В одном кабинете одновременно занималось 2 класса, например, первый и третий классы. Урок проходил так. Получив задание от учителя (после разъяснений, конечно) ребята принимались за самостоятельную работу. В это время учитель занимался с другим классом.

Немало делалось и для творческого развития школьников. В школу нередко приглашались солдаты, а дети читали для них стихи и пели песни. Это было огромной радостью для детей. Иногда дети выступали в местном деревенском клубе – пели, танцевали, собиралось немало слушателей.

В 1962 году школа переехала в посёлок НЦЧ в новое кирпичное здание, продолжая числиться  в Ногинском  РОНО под № 49.

 Деревянное здание было отдано ИХФ под лесничество, затем разобрано и перевезено в Стромынскую школу. Библиотека, насчитывающая 10 тысяч томов, также бесследно исчезла.

Я взяла интервью у Козловой Валентины Ивановны, которая очень близко общалась с Сергеем Дмитриевичем Новиковым и его женой.

Немного из биографии Новикова

Большую часть детства Сергей Дмитриевич провёл в д. Обухово. После школы получил высшее образование, специальность – учитель биологии, географии. Ещё до войны познакомился со своей будущей женой Анной Павловной. Детей у них не было. Сергей Новиков был очень скромным, отзывчивым и трудолюбивым человеком.

Он участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 по 1945 года. Служил на южном фронте в автобатальоне, который подвозил снаряды на передовую, участвовал в освобождении Венгрии, Румынии, закончил войну в Австрии. После закрытия Якимовской неполно-средней школы Сергей Дмитриевич работал директором вечерней школы в Черноголовке, которая была открыта в том же году. Одним из учеников этой школы был Владимир Райх - молодой парень, сирота, решивший получить полное среднее образование после службы в армии. Сергей Дмитриевич и Анна Павловна очень полюбили Владимира и приняли его как родного сына. Владимир долгое время работал в торговом флоте  за границей и каждый год на 1-2 месяца приезжал к Новиковым как к родителям. После вечерней школы Сергей Дмитриевич  работал директором школы в д. Псарьки.

 Последняя его должность – заместитель директора по хозяйственной части  в школе № 82.

На фото Ф.И. Дубовицкий и первый директор новой школы В.А.Белоногова.

Заключение:

В настоящее время почти нет письменных источников, повествующих об истории первой черноголовской школы. Есть только живые свидетели и их воспоминания. Я считаю, что нужно сохранить историю первой школы в Черноголовке как частичку истории нашего родного края.

Чтобы узнать об образовании в деревне Черноголовка, мне пришлось просмотреть материал об образовании в Богородском уезде, краеведческий материал нашего края, но конкретно о нашей первой школе материал был найден в небольшой статье А.Мельникова. Эта статья стала для меня как бы главной опорой в моей работе.  Познакомилась с материалом краеведа Маслова Е. Н. на сайте Богородск – Ногинск со статьей «Народному образованию в Богородском крае – 220 лет»[2] Дальше мне пришлось брать материал у жителей  нашего города, встречаться с ними и брать интервью.  Так был собран небольшой материал о сельской земской школе в Черноголовке. Я узнала о тех, кто учился в этой школе и выбрал путь педагога.

Выпускники первой черноголовской школы, ставшие учителями: Максимова Зоя Алексеевна, Лидия Алексеевна Максимова, Лидия Васильевна Максимова, Роза Васильевна Некрасова и другие.[3]

Я и дальше намерена изучать историю первой школы в Черноголовке.

Значительную роль в составлении истории школы играют воспоминания. Через несколько десятилетий у нас уже не будет такой уникальной возможности – брать интервью у людей, связанных со школой. Если не сохранить историю первой черноголовской школы – то люди через какое-то время забудут о её существовании. Я намерена это предотвратить, передав свою работу в музей истории Черноголовки КДЦ «Гамма».

Школьные годы – замечательная, незабываемая пора для каждого человека. Кем бы ни стали мы в жизни, каждый из нас спустя много лет непременно тепло и благодарно вспомнит свою школу, своих учителей, одноклассников.

Выражаю благодарность:

  1.  Бушуевой Людмиле Фёдоровне
  2.  Прихоженко Александре Ивановне
  3.  Козловой Валентине Ивановне и Козлову Виктору Ивановичу
  4.  Максимовой Лидии Васильевне
  5.  Музею истории Черноголовки КДЦ «Гамма»

Список литературы:

  1. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. СПб., 1882.; Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900/
  2. Использование материалов сайта Богородск-Ногинск: www.bogorodsk-noginsk.ru
  3. Климкова М.А. Александр Иванович Новиков // А.И. Записки о земстве и сельской школе. — Тамбов. — 2010. — С. 5-37
  4. Как учились на Руси: история образования в России Колпакова О.В. Белый Город 2011 История России   
  5. Черноголовская газета. 17.12.92.  Статья А.Мельникова.
  6. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2, т. 9. «Наша Советская Родина». М., «Просвещение», 1969. 

[1] www. Wikipedia.ru:  Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 г. К 1914 г. земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 г

[2] http://www.bogorodsk-noginsk.ru: Маслов Е.Н. Народному образованию в Богородском крае 220 лет

[3] «Черноголовская газета», №40, 4 октября 2007 года «Не повторяется такое никогда…»

 

Автор: Беляева Мария, 10 класс, школа №75, 2012 г.
Назад