Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Программа на март

Народные праздники. Праздник Троица в селе Макарово. Праздник в селе Ивановское

В праздник, Святой Троицы, в православных храмах необыкновенно красиво.

В этот день по русской традиции пол храма покрыт свежескошенной травой, иконы украшают березовыми ветвями, которые символизируют обновление вечной жизни. Дома и квартиры христиане, также, украшают зелеными березовыми ветвями.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты,
Я пойду к обедне плакать на цветы…
                                              Сергей Есенин
Праздник Троица был для сельских жителей особенный, на него возлагали большие надежды. Девушки в этот день определяли свою судьбу. Вечером шли с венками к реке и бросали их в воду. Троицын день и связанные с ним поверья заставляли задуматься девушку, за кого родители выдадут ее замуж. Как сложится ее дальнейшая судьба.
 Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.
 Ах, развейтесь кудри, обсекись коса.
Без любви погибнет девичья коса.
  Сергей Есенин
Утром, в этот день слышен перезвон колоколов по случаю утреннего канона в честь святой Троицы. Люди спешат на молитву с березовыми ветками для окропления Святой водой и хранят их потом в течение года. Из рассказа местных жителей я узнала, как этот праздник отмечали в селе. К вечеру на выбранной поляне у реки Пруженка собирались семьи села. Рассаживались кругами и стелили скатерть, на которую выкладывали пироги, лепешки и другие кушанья. Затем молодежь с венками на голове водила хороводы с песнями. Играли в горелки. До поздней ночи над селом раздавался смех, шутки и песни.

Широкая масленица

Абрамович Алла Степановна работала заведующей Макаровским клубом в 60 – 70 годах. Была одной из лучших работников Ногинского района. Позже ее перевели в отдел культуры на должность директора районного Дома культуры. Алла Степановна сохранила с тех далеких лет несколько альбомов с черно - белыми фотографиями. Из одного из них можно представить, как в те далекие годы проходил праздник Масленица в селе Макарово.
Самым веселым праздником на Руси была Масленица, он длился целую неделю. Каждый день имел особое значение, по которому определялся и характер народных забав и развлечений. Понедельник – «встреча», начало масленицы. Вторник – «заигрыш», с этого дня проводились различные развлечения. Среда – «лакомка», начиналось угощение блинами и другими яствами. Четверг – «широкий». Пятница – «тещины вечеринки», когда зять потчевался блинами у тещи. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводов масленицы, поскольку на следующий день наступал прощеный день.
В последний день масленичной недели на краю села Макарово собирался народ. Под веселое пение по селу возили на дровнях наряженное соломенное чучело Масленицы, воплощавшее в себе образ зимы, потом его сжигали, чтобы зима быстрее уходила, освободив место весне.
 
Вас на Масленицу ждем!
  Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом,
Да с капустой пирогом.
 
Какая же масленица без блинов с маслом, со сметаной и с рыбой! Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают и частицу его тепла и могущества.
 
Блины особенно вкусные, когда ими угощают такие симпатичные девушки, как Таня Сорокина и Люба Троицкая.

Ряженные, главные «артисты» праздника.
Прощай, Масленица! Пересмешница!
Прощай голубушка
Прощай, Масленица!
Зиму провожаем, Весну встречаем!

Самый большой и многолюдный праздник в Богородском уезде проходил ежегодно в селе Ивановское

Церковь Иоанна Крестителя в селе Ивановское. Фото Н.Овечкиной

В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа старого стиля – 11 сентября нового стиля) съезжались тысячи людей. Александр Мельников так описывал этот праздник: «В этот день в селе проходила ярмарка, на которой можно было купить и продать все: от гвоздя до лошади или коровы. Но преобладала мануфактура. От деревянной церкви вдоль леса по всему Ермакову тракту ставились сборные, покрытые брезентом балаганы, торговавшие всевозможной мелочью и снедью. Товары покрупнее, располагались прямо на телеге. Весело крутилась карусель. Высоко раскачивались качели. Здесь же выступали скоморохи, фокусники и обязательно кукольный Петрушка. Здесь же на ярмарке заключались сделки между купцами, закрепить которые непременно шли в трактир Григория Журавлева. При трактире было несколько комнат для приезжающих, конюшни, так что многие оставались до утра.
К вечеру, когда стихала ярмочная суета, и зажигались разноцветные китайские фонарики, молодежь шла гулять на «стрелку» - место в километре от леса, где под острым углом сходятся дороги, идущие из села Макарово и деревни Якушево»
 
 

 

Назад