Черноголовка. Мой край.
Последние новости
30.04.2020 - Василий Федорович Слауцких - ветеран Великой Отечественной войны спустя 76 лет получил медаль «За отвагу».
30.04.2020 - Василий Федорович Слауцких - ветеран Великой Отечественной войны спустя 76 лет получил медаль «За отвагу».
Секция краеведения
Овечкина Анна, Вакина Христина
6 «В» класс МОУ СОШ № 75
Руководитель проекта:
Овечкина Наталья Дмитриевна
Цель: узнать как можно больше о проведенных трех летних лет в Райках Бориса Пастернака.
Задачи:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
У нас была экскурсия в Звездный городок, экскурсовод, Алла Павловна, рассказывала нам о Райках, и о том, что в этом райском уголке три лета подряд жил в молодости писатель Пастернак. Мы решили с Христиной узнать об этом писателе и его жизни в Райках. Через неделю, в воскресенье, мы посетили этот "Райский уголок". А до поездки познакомились с различной литературой: краеведческими журналами, альманахами, с поэзией Б.Л. Пастернака.
Интересна история селения. Райки имело несколько названий, когда – то называлось Иванковом. Такое название мы видем на карте 1767 года. Это уже позднее, оно стало называться сельцо Райково (Райки). По местной легенде, путешествующая императрица Екатерина II с высокого берега реки Клязьмы с восторгом воскликнула: «Райское место!».
Сельцо Райково (Райки) несколько раз меняла владельцев. 1811 году оно принадлежало кригс – комиссару Петру Ивановичу Давыдову и Алесандру Михайловичу Давыдову. С 1890 года эта дачная местность принадлежала братьям Кондрашевым, которые известны были своей попечительской деятельностью. Владел этим селом и сибирский золотопромышленник предприниматель Иван Игнатьевич Некрасов. Летом 1915 году эту усадьбу купил для своего большого семейства Сергей Иванович Четвериков, директор Городищенской фабрики. При Некрасове, на рубеже 19 – 20 веков, возводятся новые усадебные постройки по проекту знаменитого московского архитектора Льва Николаевича Кекушева. В обширном усадебном парке были построены дачные домики в стиле модерн, которые сдавались москвичам. Живописное место посещали художники, писатели, артисты и др. знаменитые люди. Среди них: Л.Пастернак, В.Суриков, П.Кончаловский, В.Денисов, К.Бедросов и др. Они не только отдыхали, но и воплощали свои замыслы в картинах, стихах, музыке. Проводила лето в Райках и известная семья инженера Бари. По их совету семья художника Леонида Осиповича Пастернака сняла белый и просторный дом, с большим крыльцом - террасой.
О том, что семья Б. Л. Пастернака провела три лета (1907, 1908, 1909 годов) в имении Райки, мы узнали из книги «Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака». Здесь, среди чудесной природы, происходило рождение поэта Бориса Пастернака.
Мать будущего поэта – прекрасная пианистка Р. И. Кауфман – вела активную концертную деятельность. Друзья Бориса – Добровейн и Фейнберг – стали впоследствии известными музыкантами. Борис учился музыке у Глиэра и Скрябина, занимался рисованием, увлекался философией. Он искал свое призвание. Родители считали его философом, брат отца Александр Пастернак был уверен, что Борис утвердится в поэзии. В 1907 г. родители уехали за границу. Много писем родителям, путешествующим по Европе, ушло отсюда, запечатлев разнообразные и прекрасные впечатления о Райках. Сергей Панов из поселка Юность, исследователь истории Райков, так описывал усадьбу в своей статье в газете «Литературная Россия»: «Не знаю, как теперь, а раньше первым делом знакомили посетителей с рукотворными прудами. А ещё с тенистыми аллеям и заложенным парком с прудами и каналами. Они были устроены на старицах Клязьмы. По мерцающей глади скользили лодки, и даже водные велосипеды. В центре усадьбы, над склоном, возвышался главный дом – двухэтажное деревянное, обшитое тёсом здание, возникшее на рубеже XIX и XX веков. Он был настолько живописным, что словами передать его красоту очень трудно…»
Вот одно из писем Бориса написанное из Райков родителям: "Что здесь, как и везде, восхитительно, это природа. И как часто кажешься ничтожным, со всем своим исканием, со всем своим воем, перед каким-нибудь заходом солнца, когда он обдает своим последним ровным и могучим красным дыханием... все великое, которого не замечает человек, когда чувствуется присутствие "святого" – красоты. На днях здесь Мамонтовы играли в четыре руки Бетховена, хорошо играли... ". 27 июля того же года он отправляет родителям открытку с шутливым поэтическим посланием:
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную веру.
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало – серый
Завесил лунную межу,
Где пруд, как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
Изучая небольшой наш материал о жизни и творчестве Бориса Пастернака, мы подумали и решили взять на себя смелость сказать, что это стихотворение стало для него открытием в поэзии.
В 1908 г. Борис Пастернак блестяще сдал выпускные экзамены, и ему был выписан "аттестат зрелости за № 383 в том, что он при отличном поведении окончил полный восьмилетний курс классической гимназии с отличными оценками по одиннадцати предметам и награждается золотой медалью".
Счастливый Борис пишет родителям: "Дорогие папа, мама, просим вас скорее прямо к нам в Райки из Амстердама... Вот мы (а также и вы), слава Богу, выдержали экзамен. Да здравствуют самостоятельные дети и самостоятельные родители! Вот вы скоро и дома, в самом лучшем, самом теплом месте, земного шара". На нас произвели огромное впечатление письма Б. Пастернака (как плохо, что в настоящее время мы почти не пишем писем своим родственникам).
Очень интересны письма Бориса Пастернака к своим родителям в 1907году из известных нам уже Райков. Переписка Бориса Леонидовича Пастернака была не только с родителями, но и сестрами и друзьями – письма были всегда интересными, с рассуждениями о будущем не только своем, но и Родины. Первые письма лета 1907 года – письма семнадцатилетнего подростка, даже еще не юноши, в них нет ничего, что отличало бы автора от любого сверстника. Серьезные занятия музыкой упоминаются только мельком, но погруженность в нее прорывается обилием музыкальных терминов. Есть и деловые письма отцу, в которых он отвечает на полученные им деловые письма, спрашивает совета и самостоятельно, и решительно распоряжается ими, показывая полную осведомленность во всем. Из его писем, родителям, мы можем узнать и о жизни местной молодежи. Одно из писем: «С приездом в Берлин или, может быть, даже с проездом через Берлин. Вчерашний ваш отъезд мы справили “венецианским” гулянием с иллюминацией, песнями, под благонадежным надзором. Переправились на остров, навесили безумное количество фонариков, нарвали хмелю, обвили им две лодки (с мачтами и фонариками), зажигали, восторгались ими, натыкались на берега. Луна была – первостатейная. Бари знают уйму шансонет на всех языках и такую же массу народных песен. Жаль, что я с Шурой их не знаем.… Ну, всего, всего лучшего, желаю и дальнейшей такой же счастливой дороги. Смотрите, наслаждайтесь». 11 июля 1907. Райки.
Или другое письмо: «Дорогие! Когда мы, папа, катаясь с детками на лодке (помнишь, по направлению к Щелкову), говорили о том, как хорошо бы проникнуть в сад, где находится тополевидный дом, ты, наверное, не думал, что эта мечта будет осуществлена нами. Вчера был Федя, и мы на большой лодке отправились в деревню, которая называется Кожино. У знаменитого дома, который принадлежит теще Четверикова, мы с удивительным нахальством вылезли, пошли в сад, который невозможно описать, до того он хорош. Надеюсь, что вы здоровы. Целую Боря» 17 июля 1907 год Райки.
Мы живем в восточном Подмосковье, наверное, в одном из самых красивейших мест, где протекают такие живописные реки как Воря, Клязьма, Дубенка, Черноголовка. Например, р. Ворю называют «Аксаковской рекой». Село Райки привлекало к себе много творческих людей. Сегодня многое изменилось в Райках. Пансионат «Юность» построил несколько новых зданий и активно работает в сервисе отдыха. Что-то из старого пришло в негодность, что-то пришлось надстроить, однако и сейчас угадывается необычная конфигурация ступенчатого парка с бывшими «висячими» садами, спускавшимися к реке, до сих пор стоят вековые деревья, украшавшие усадебный комплекс. Очарование природы остается неизменным. «Я сын художника, искусства больших людей видел с первых дней и к высокому, привык относиться как к природе…».
ЛИТЕРАТУРА
1. Борис Пастернак. Избранное. Стихотворения и поэмы. Москва. «Просвещение».
2. Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. Библиотека отечественной литературы. Издательство Вече. Москва. 2002 г.
3. Историко-литературный информационный журнал. Щелково № 3. 2003 год.