Черноголовка. Мой край.

Деревня Беседы

Несколько столетий назад во многих уездах Московского княжества можно было обнаружить по несколько селений с таким простым  и доступным для понимания названием – Беседы. В Московском уезде  их насчитывалось целых три. Одно и сегодня располагается в 23 километрах к северу от Ногинска, и находиться в административном подчинении Черноголовского поселкового   Совета. (сейчас Административный округ Черноголовка).  Расположено селене в живописном месте, на излучине красивой речки Дубенки, на ее правом берегу, среди густого смешанного, богатого грибами и ягодами леса. Несколько  оставшихся от большого полноправного селения домов (дачные постройки в счет не принимаются) с  запущенными садами да обработанными огородными грядами дышат спокойствием и тишиной. Жители – то – бывшие колхозники, ныне пенсионеры. Молодые приезжают в основном летом, отдохнуть от городского шума да поработать в огороде.

В 16 столетии селение  это было известно как село  в Шеренском стане Московского уезда с деревянной  церковью Николая Чудотворца.  До 1584 года село принадлежало Михаилу Александровичу  Княжнину. В нем находился двор вотчинников,  один двор крестьянский и четыре двора бобыльских,  «пашни пахарей 14 четвертей,  да перелогов 70 четвертей в поле, сена 100 копен, лесу рощи 10 десятин, да лесу дровяного до 8 десятин. Последующие  39 лет владел селом Андрей  Тимофеевич  Быкасов, а  в 1623 году  «по государевой  грамоте» оно было разделено на несколько поместных владений.  Половину села  с церковью получил боярин,  князь Алексей Никитич Трубецкой, одна четверть его была выделена в поместье Степану Юрьевичу, другая четверть – князю Дмитрию Тимофеевичу  Трубецкому.

Вместе с частью села Беседы князю Алексею  Никитичу была отдана соседняя пустошь, которая раньше была селом Воскресенским с церковью Воскресения Христова.

После кончины в 1633 году князя А. Н. Трубецкого его имение  по духовной грамоте перешло к внуку,  князю Юрию Петровичу Трубецкому, который продал его вместе с крестьянами, в 1676 году стольнику Федору  Саввичу  Нарбекову. Новый владелец с усердием взялся за обновление и расширение построек в имении. При нем была возведена вторая деревянная церковь, которая в 1691 году освещена, вновь построено несколько крестьянских дворов.  При обеих церквях были священники: Кузьма Григорьевич (1700 – 1701гг.) и Маркел  Кузьмин (1715 – 1717гг.), а дьяконами были Василий Варфоломеев (1718 -1731гг.) и Иван Иванов в 1735 году. 

В  1700  Ф. Нарбеков  отдает Беседы с  пустошью  Воскресенской в приданое своей дочери Феклы. Она вышла замуж за генерала - поручика,  князя Григория Алексеевича Урусова, за которым село и было утверждено того – же года отказной книгой. В ней сказано,  что в селе Беседы в Московском уезде на речке Дубенке кроме церкви Николая Чудотворца  есть и другая церковь Воскресения Христова с трапезной и  двумя приделами: Похвалы Пресвятой Богородицы и Всех Святых; колокольня шатровая.

В 1704 году в селе значилось: двор вотчинников, приказничей;  в  них проживало  12  человек и   находилось 20 дворов крестьянских с 80 жителями.

После смерти жены князь Григорий Урусов выдает  свою дочь Софью замуж за князя Алексея  Ивановича  Щербакова. Имение включается  в приданое, которое вскорости  зять продает Ивану  Васильевичу  Левашову, а в 1744 году оно числиться за Прасковьей Ивановной Локостовой, и в течение последующих трех лет находится во  владении ее дочери Марии.  Так это имение и переходило из рук в руки, вплоть до отмены крепостного права  в 1861 году.  К 1869 году Беседы расстроились,  в них насчитывалось 48 крестьянских дворов с 221 жителем. Церкви не числятся, селение перешло в разряд деревни.  В том году там было два бумаготкацких заведения,  один запасной хлебный магазин, часовня.  За крестьянами значилось: земли 351 десятина, коров 26, лошадей 21. Ткачеством занимались 52 человека в деревни и чуть больше – на отхожем промысле.

В 1890 году в Беседах открылась шелкоткацкая фабрика  Торгового Дома Симона и К с 58 рабочими; 9 из которых ткали у себя на дому. Всеми делами управлял крестьянин Федор Осипович Осипов. Работала фабрика до 1918 года, потом стала называться кустарно – ткацкой артелью.

В первые годы советской власти деревня Беседы продолжала расширяться.  В 1925 году  в ней насчитывалось 52 крестьянских  двора со 155 жителями. В деревне были школа 1 –й ступени, изба  - читальня, магазин, телефон.  Затем, как во всей стране, колхоз, совхоз и те же невзгоды, что переживает почти каждая отдельная деревня: без телефона,  магазина, автобуса, медицинского обслуживания.

Ну а что же означает название деревни – Беседы?

Российский ученый Руфь Александровна Агеева так отвечает на этот вопрос: «Беседы  - значит приречное поселение. Так назывались специальные сигнальные устройства, укрытия, сооружавшиеся на берегах рек еще в 9 – 11 вв.

 Обнаруженный недалеко от Бесед курган – могильник 11 – 12 вв., пожалуй, подтверждает вышесказанное. А ответ ученого наводит на мысль, что река  Дубенка много веков назад была судоходной.

                                                                                                     А. Мельников.  21. 6. 1995 г.              

Назад