Черноголовка. Мой край.
Последние новости
30.04.2020 - Василий Федорович Слауцких - ветеран Великой Отечественной войны спустя 76 лет получил медаль «За отвагу».
30.04.2020 - Василий Федорович Слауцких - ветеран Великой Отечественной войны спустя 76 лет получил медаль «За отвагу».
Несколько столетий назад во многих уездах Московского княжества можно было обнаружить по несколько селений с таким простым и доступным для понимания названием – Беседы. В Московском уезде их насчитывалось целых три. Одно и сегодня располагается в 23 километрах к северу от Ногинска, и находиться в административном подчинении Черноголовского поселкового Совета. (сейчас Административный округ Черноголовка). Расположено селене в живописном месте, на излучине красивой речки Дубенки, на ее правом берегу, среди густого смешанного, богатого грибами и ягодами леса. Несколько оставшихся от большого полноправного селения домов (дачные постройки в счет не принимаются) с запущенными садами да обработанными огородными грядами дышат спокойствием и тишиной. Жители – то – бывшие колхозники, ныне пенсионеры. Молодые приезжают в основном летом, отдохнуть от городского шума да поработать в огороде.
В 16 столетии селение это было известно как село в Шеренском стане Московского уезда с деревянной церковью Николая Чудотворца. До 1584 года село принадлежало Михаилу Александровичу Княжнину. В нем находился двор вотчинников, один двор крестьянский и четыре двора бобыльских, «пашни пахарей 14 четвертей, да перелогов 70 четвертей в поле, сена 100 копен, лесу рощи 10 десятин, да лесу дровяного до 8 десятин. Последующие 39 лет владел селом Андрей Тимофеевич Быкасов, а в 1623 году «по государевой грамоте» оно было разделено на несколько поместных владений. Половину села с церковью получил боярин, князь Алексей Никитич Трубецкой, одна четверть его была выделена в поместье Степану Юрьевичу, другая четверть – князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому.
Вместе с частью села Беседы князю Алексею Никитичу была отдана соседняя пустошь, которая раньше была селом Воскресенским с церковью Воскресения Христова.
После кончины в 1633 году князя А. Н. Трубецкого его имение по духовной грамоте перешло к внуку, князю Юрию Петровичу Трубецкому, который продал его вместе с крестьянами, в 1676 году стольнику Федору Саввичу Нарбекову. Новый владелец с усердием взялся за обновление и расширение построек в имении. При нем была возведена вторая деревянная церковь, которая в 1691 году освещена, вновь построено несколько крестьянских дворов. При обеих церквях были священники: Кузьма Григорьевич (1700 – 1701гг.) и Маркел Кузьмин (1715 – 1717гг.), а дьяконами были Василий Варфоломеев (1718 -1731гг.) и Иван Иванов в 1735 году.
В 1700 Ф. Нарбеков отдает Беседы с пустошью Воскресенской в приданое своей дочери Феклы. Она вышла замуж за генерала - поручика, князя Григория Алексеевича Урусова, за которым село и было утверждено того – же года отказной книгой. В ней сказано, что в селе Беседы в Московском уезде на речке Дубенке кроме церкви Николая Чудотворца есть и другая церковь Воскресения Христова с трапезной и двумя приделами: Похвалы Пресвятой Богородицы и Всех Святых; колокольня шатровая.
В 1704 году в селе значилось: двор вотчинников, приказничей; в них проживало 12 человек и находилось 20 дворов крестьянских с 80 жителями.
После смерти жены князь Григорий Урусов выдает свою дочь Софью замуж за князя Алексея Ивановича Щербакова. Имение включается в приданое, которое вскорости зять продает Ивану Васильевичу Левашову, а в 1744 году оно числиться за Прасковьей Ивановной Локостовой, и в течение последующих трех лет находится во владении ее дочери Марии. Так это имение и переходило из рук в руки, вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. К 1869 году Беседы расстроились, в них насчитывалось 48 крестьянских дворов с 221 жителем. Церкви не числятся, селение перешло в разряд деревни. В том году там было два бумаготкацких заведения, один запасной хлебный магазин, часовня. За крестьянами значилось: земли 351 десятина, коров 26, лошадей 21. Ткачеством занимались 52 человека в деревни и чуть больше – на отхожем промысле.
В 1890 году в Беседах открылась шелкоткацкая фабрика Торгового Дома Симона и К с 58 рабочими; 9 из которых ткали у себя на дому. Всеми делами управлял крестьянин Федор Осипович Осипов. Работала фабрика до 1918 года, потом стала называться кустарно – ткацкой артелью.
В первые годы советской власти деревня Беседы продолжала расширяться. В 1925 году в ней насчитывалось 52 крестьянских двора со 155 жителями. В деревне были школа 1 –й ступени, изба - читальня, магазин, телефон. Затем, как во всей стране, колхоз, совхоз и те же невзгоды, что переживает почти каждая отдельная деревня: без телефона, магазина, автобуса, медицинского обслуживания.
Ну а что же означает название деревни – Беседы?
Российский ученый Руфь Александровна Агеева так отвечает на этот вопрос: «Беседы - значит приречное поселение. Так назывались специальные сигнальные устройства, укрытия, сооружавшиеся на берегах рек еще в 9 – 11 вв.
Обнаруженный недалеко от Бесед курган – могильник 11 – 12 вв., пожалуй, подтверждает вышесказанное. А ответ ученого наводит на мысль, что река Дубенка много веков назад была судоходной.
А. Мельников. 21. 6. 1995 г.
Назад