Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Программа на март

Наш земляк - художник по тканям, лауреат госпремии России С.П. Рыжов

Выставка «Цветы России на ваших плечах»

в музее платка в Павловском Посаде

Просматривая, вышедший в 2008 году небольшой сборник статей Александра Павловича Мельникова, меня заинтересовала одна из его работ: «Луговое соцветие платков» Семена Петровича Рыжова. Я решил узнать более подробно о своем земляке – художнике, так как люблю рисовать и уже несколько лет занимаюсь живописью в Черноголовкой школе искусств. Семён Петрович Рыжов родился в 1920 году. Рос без отца, так как отец вернулся с Гражданской войны в 1919 г. больным тифом, и вскоре скончался. Я узнал, что недалеко от нашего дома живет Анастасия Дмитриевна Тройнова – сторожил нашего села. Я пришел к ней и сижу напротив приветливой хозяйки дома – «Записывай, записывай, раз пришел, что помню, все расскажу», – ласково говорит она мне. Из беседы с Анастасией Дмитриевной я узнал, что Семен Петрович жил в большой, небогатой, но дружной семье. Анастасия Дмитриевна запомнила его и его сверстников как любопытных и любознательных ребят.
Получив в 1931г. начальное образование в местной школе, Семен поступил в среднюю школу имени Короленко в Ногинск. А в 1937 году был принят в Московский художественно – промышленный техникум имени М. И. Калинина. После его окончания он поступил на Ленскую ткацко-отделочную фабрику в Павловском Посаде на должность художника по созданию рисунков для массового производства набивных шалей и платков.
Этот городок стал для него второй родиной. Павловский Посад пленил его причудливыми лабиринтами улиц, раскинувшимися на берегу живописной реки Клязьмы.
Павловский Посад, один из тех городов, который по сей день славится потомственными текстильщиками. Он известен всему миру, благодаря «старопавловскому товару» – набивным шерстяным шалям и платкам, всегда отличавшимся, неповторимой самобытностью.
Фабрика, на которой, стал работать Семен Петрович, являлась и является одной из крупнейших и, пожалуй, одной из самых старых. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине 19 века его правнук Яков Иванович Лабзин (1827 – 1891) со своим компаньоном Василием Ивановичем Грязновым (1816 –1869) начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. В 1853 г. ими был основан «Торговый дом» под фирмой «Яков Лабзин и Василий Грязнов», который торговал по всей России и за рубежом. Особенно много интересного и полезного для себя я узнал, посетив выставку «ЦВЕТЫ РОССИИ НА ВАШИХ ПЛЕЧАХ» в Музее платка Павловского Посада. Каждая эпоха, каждый народ вносили свои изменения в стиль и характер украшения текстильных изделий. Ведь особенности орнамента почти всегда позволяют достаточно точно определить культуру народа, степень его развития. Например, в Индии, Китае, Индонезии и других странах Востока издавна использовали ручную роспись кистью преимущественно по шелку, а также хлопчатобумажным тканям в технике «батик», которые теперь входят у нас в моду. В России в 16 – 18 веках набивку делали сначала на льняном домотканом полотне, а потом на хлопчатобумажных, шерстяных, а иногда даже на шелковых и других тканях. Набивка, как один из распространенных способов нанесения узора на ткань, тесно связана с народным искусством. В музее, я узнал о сложном процессе платочного производства. Раньше использовали для создания узора окрашенные в разные цвета нити. Из-за трудоемкости, этот метод был заменен ручной набивкой, с помощью плоских деревянных резных форм – манер. Чтобы краска пропитывала ткань при печатании рисунка, по форме били киянкой. Так и возник термин «ручная набивка». Особенно славились мастерством набивки крестьяне из села Иваново, которые с большим искусством набивали узоры деревянными резными досками на домотканых холстах, а затем, с появлением в России мануфактур, на миткале и ситце. Ценилось мастерство не только набойщиков и резчиков, изготовителей форм, но и расцветчиков. Расцветчик подбирал расцветку ткани, сам составлял рецепт красок, варил их по собственному методу, добиваясь большей яркости и красоты оттенков, прочности окраски. Рецепты, способ окрашивания, приемы набивки – всё сохранялось мастером в строжайшем секрете и передавалось в семье по наследству, а иногда оставалось тайной после смерти мастера. Быстрое развитие машинного производства стало постепенно вытеснять ручную набивку – это привело к разрушению традиций русского народного промысла. Была потеряна главная особенность – качественная передача цветовой гаммы, которая позволяла художнику работать без цветовых ограничений. Например, благодаря ручной набивке в 1955 г. на Городковской фабрике по эскизу С.П. Рыжова был создан уникальный двадцатидевятикрасочный платок.

С.П. Рыжов и его единомышленники долго боролись за то, чтобы оставить небольшой отдел ручной набивки нашего Павловского платка и, благодаря художнику, в г. Павловском Посаде была открыта школа мастеров по ручной набивке тканей. Русские шали имели и имеют широкую популярность во всех уголках земного шара. Шаль – это украшение женской одежды, жилища, предмет декора в театральных постановках. Шаль часто фигурирует в произведениях народной поэзии, в стихах, романсах «Темно - вишневая шаль» и другие. Мотивы рисунков на шалях перекликаются с узорчатой росписью жостовских подносов, старинными цветочными букетами пестрых ивановских сарафанных ситцев, с традиционным русским орнаментом. О последнем еще в 19 – веке писал знаменитый критик В.В. Стасов: «Своеобразные формы и красота русского орнамента обратили, наконец, на него – то всеобщее внимание, в котором ему так долго отказывали. В настоящее время не только у нас, но и во многих общественных музеях и в коллекциях частных лиц образовались особые отделы, посвященные собранию предметов, где самую значительную роль играет русская национальная орнаментика, но и в Европе начинают ценить и любить ее изящные и оригинальные особенности. С.П. Рыжов стал художником по тканям. Художник – это главный человек при создании шали, платка, шарфа, скатерти. Характерным мотивом в рисунках Павловских шалей является растительный орнамент. Он состоит из различных цветов с листьями. Чаще всего это розы, могут быть полевые цветы – маки, васильки, ромашки. Все это любил Семен Павлович Рыжов. Труд художника – труд упорный, он полон настойчивых исканий творческой фантазии художника. Художник Рыжов постигал премудрости, и тонкости искусства оформления шалей, работая рядом с учителем прославленным мастером Константином Егоровичем Аболихиным. Рыжов развил лучшие его традиции, создал произведения, отмеченные законченностью и филигранной отделкой рисунка, его шали, как «Русский узор», «Цветы в кружеве», «Ювелирная», «Георгины в круге». За свои замечательные работы в 1981г. Семён Петрович стал лауреатом Государственной премии России им. Репина. В 1963 году было организованно Московское производственное платочное объединение (МППО). В этом объединении Рыжов создал лучшие образцы рисунков шалей. Они экспонировались на художественно – промышленных выставках в нашей стране и за рубежом. Уйдя на пенсию, он проводил выставки своих картин и фотографий в Подмосковных городах: Электросталь, Ногинск, Шелково и в Черноголовке.

Шали С. Рыжова

С.П. Рыжов был замечательным человеком, учителем. Из встреч с людьми я узнавал все больше и больше о нем. Он часто приезжал в свое родное село Макарово. Галина Анатольевна Румянцева подарила мне книгу с автографом Семена Петровича Рыжова. Эта книга – подарок ее отцу, его другом. Еще одна страничка из жизни Рыжова – он участник Великой Отечественной войны. С первых и до последних дней войны служил матросом на Балтийском флоте. Защищал Ленинград. Пережил блокаду города. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией».
Из изученного материала, из поездок и встреч, с кем был знаком Рыжов, я узнал, что он внес большой вклад в платочное производство, которое живет и процветает и сегодня. Благодаря С.П. Рыжову не разрушился ручной промысел, создана школа мастеров по ручной набивке тканей. По эскизу художника создан двадцатидевятикрасочный платок, лучшие образцы рисунков шалей. Он пропагандировал народный промысел, знакомил с ним молодежь.

Шаль «Силуэт». Фрагмент. Традиционный цветочный мотив.  Фотофильмпечать. 1974 год. Художник  С. Рыжов Книга с автографом С. П.. Рыжова, подаренная своему другу детства, Горячеву Анатолию
Цех фотофильмпечати Ручная набивка Резчик за изготовлением цветка
Манера. На деревянной доске отчетливо виден узор, выполненный из металла

Из изученного материала, из поездок и встреч, с кем был знаком Семен Петрович Рыжов, я узнал, что он внес большой вклад в платочное производство, которое живет и процветает и сегодня.
Благодаря С. П. Рыжову не разрушился ручной промысел, создана школа мастеров по ручной набивке тканей. Он пропагандировал  народный промысел, знакомил молодёжь с искусством. Местные жители могли познакомиться с прекрасным, на его выставках. Узнав о творчестве Рыжова, я твёрдо решил с выбором профессии.  Выбор профессии – это выбор судьбы, выбор будущего. Я хочу стать художником.  Ничто так, как творческий труд, не облагораживает человека. Мы благодарим экскурсоводов музея  Павловского Посада за представленный материал - экскурсию и за снимки.

Напылов Дмитрий 8 «А» класс СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого
Руководитель проекта: Н. Д. Овечкина

 

Автор: Напылов Дмитрий 8 «А» класс СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого, 2009 год
Назад