Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Школа в истории родного края

Historia magistra vitae (Marcus Tullius Cicero) 

История ‑ учитель жизни (Марк Туллий Цицерон)
 
В девятнадцатом столетии в деревне Черноголовке и в помине не знали о школе: из 200 человек насчитывались лишь 19 мужчин и 2 женщины грамотных, и то их грамотность заключалась лишь в том, что они могли прочитать объявление, нацарапать пером фамилию и досчитать до сотни. 
1892 год - в доме крестьянина Монахова была открыта земская школа с 20 учениками и одной учительницей Соловьевой Серафимой Сергеевной, столбовой дворянкой, с золотой медалью окончившей гимназию
1897 год - было построено типовое школьное здание, рядом со Стромынским трактом, на некотором расстоянии от крестьянских домов Малой Черноголовке.
 
На месте старой школы стоит Дом Ученых Вместо нее была построена новая кирпичная Фотография первой деревянной школы незадолго до сноса.

Фото Раппо П. А

 

Фото: Шведов К.К.

 

 Первая школа, построенная в 1962 году

1970г. Строительство нового здания школы № 82 

 современное здание СОШ №82
 

 

Фотография из коллекции А.П. Жаркова.

 
 
Экскурсия по школьному музею
Доклад на первой научной конференции учащихся города Черноголовка

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Мои родители и родственники рассказывают мне об истории моей семьи. В школе на уроках нам рассказывают об истории нашего государства – России. Когда я впервые пришла в школьный музей в качестве посетителя, я узнала, что есть еще наука об истории родного края, и называется она ‑ краеведение. Я стала заниматься в музее, и теперь сама провожу экскурсии. Меня, как и многих других школьников, приходящих в музей, - интересовало то, какой школа была раньше, в каких условиях учились дети, что они изучали, сколько времени занимало их обучение. Все это особенно интересно потому, что мы можем сравнить с тем, что есть сейчас. Поэтому темой моего первого самостоятельного исследования стала история развития образования в нашем крае. Эта работа оказалась интересной и увлекательной. Я узнала много нового и многому научилась, в первую очередь, работать с литературой. Узнала о существовании архивов, где хранятся документы того времени. Научилась проводить интервью с интересными людьми, которые могли рассказать об истории моего города. Научилась пользоваться Интернетом для поиска нужной мне информации. В результате работы над этой темой была подготовлена новая экскурсия в школьном музее, которую я теперь провожу. Так же я подготовила доклад и выступила с ним на первой научной конференции школьников города Черноголовка. Прежде, чем перейти к изложению моего доклада, я хотела бы отдать дань памяти и уважения Александру Павловичу Мельникову, - местному краеведу. Именно его исследование о прошлом наших школ побудило меня к этому исследованию. Поэтому мне хочется немного рассказать о нем самом. Александр Павлович Мельников жил в селе Макарове. Работал в Черноголовке в Институте проблем химической физики. Он серьезно увлекался изучением истории нашего края. Александр Павлович был гостем нашего школьного музея, давал советы и консультации юным краеведам. Каждый факт, приведенный в его материалах, основан на реальных архивных документах. К сожалению, многие его работы остались неопубликованными. 28 февраля 2004 года А.П. Мельников ушел из жизни.

Школа в истории родного края

 Моя родина – город Черноголовка. Мой родной край, раньше, назывался Богородским уездом. История Богородского уезда начинается с указа "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи", изданного Екатериной II в 1775 году. На основании этого закона в 1781 году Московская губерния была разделена на 15 уездов, в числе которых был и Богородский. Уездным городом стало ямское село Рогожи, или Рогожский Ям (станция ямщиков), располагавшееся на правом берегу реки Клязьмы, в 50 верстах от Москвы на Большой Владимирской дороге. Впоследствии город стал называться Богородск,
сейчас город Ногинск. Начало систематического народного образования в Богородском уезде приходится на 1785 год, и основание нашего первого учебного заведения было обставлено весьма торжественно. Во исполнение приказа Военного губернатора Москвы генерал-аншефа Я.А. Брюса, который в свою очередь, исполнял волю императрицы Екатерины II, летом 1785 года в городе дважды собиралось «все общество граждан», в результате чего: из здешнего гражданства написали список учеников – «детей своих» и «об открытии училища городничим оповещено было». И вот 10 декабря, открывая городское училище, городничий – премьер-майор Шапошников, перед собравшимися «всеми гражданами и разного звания благородными людьми» не преминул сказать теплые слова в адрес самих граждан: «… не могу утаить я перед вами, граждане мои, того моего удовольствия, что во время собраний ваших для совета со мной об учреждении училища, вы спешили друг перед другом вписывать в список учеников детей своих, но, несравненно, еще лестнее для меня казался тот ваш поступок, что за основание согласия вашего вы имели чистосердечное усердие исполнить высочайшую волю – Самодержицы нашей». По окончании речи шествие направилось в дом, в котором открывалось городское училище и «учитель с учениками посажены были за стол, и начато было им учение». А «ввечеру городским магистратом был дан бал и весь город был иллюминирован». Позже, в 1822 году, в числе первых в России открывается Богородское уездное училище. В соответствии с «Уставом учебных заведений», утвержденным Александром I, предполагалось в каждом губернском городе открыть гимназию, в каждом уездном – уездные училища, а при церквах – церковно-приходские школы или приходские училища. В приходских училищах срок обучения устанавливался в один год; за это время учащиеся должны были научиться читать, писать, производить элементарные арифметические действия; в центре учебной программы, естественно, был Закон Божий, преподавались также основы природоведения и гигиены.
Учебный день в первом классе Богородского уездного училища в 1844 году выглядел так:
 1-й урок - с 8 до 9 часов 30 минут и 2-ой урок - с 9 часов 30 минут до 11 часов «пополудни». 3-й урок - с 1 до 2 часов 30 минут и 4-ый урок - с 2 часов 30 минут до 4 часов «пополудни». Расписание занятий в том же классе: понедельник – русский язык, география, чистописание, пространный катехизис[1] и Святая История Ветхого Завета. Вторник – арифметика, черчение и рисование, чистописание и письмо под диктант. Среда – российская история и арифметика, после обеда «отдохновение»[2]. Четверг – русский язык, арифметика, чистописание, пространный катехизис и Святая история Ветхого Завета. Пятница – арифметика, черчение и рисование, чистописание и география. Суббота – российская история, письма под диктовку, после обеда – «отдохновение»… В 1860 году в Богородском уезде было построено первое женское начальное училище 2-го разряда, которое в 1873 году преобразовалось в прогимназию, переименованную в 1905 году в гимназию. Оно примечательно тем, что это - первое училище для женщин в Московской губернии. В будущем я бы хотела больше узнать об истории женского образования, потому что у нас сейчас совместное образование.
Предварительно я обнаружила, что наиболее полное собрание документов об этом учебном заведении находится в Центральном историческом архиве (ЦИА) г. Москвы. Фонд Богородской женской гимназии / ф. 668 / содержит документы, освещающие историю этого учебного заведения со времени открытия в 1860 году вплоть до 1918 года, когда гимназия была преобразована во 2-ю советскую трудовую школу. В состав фонда входят: годовые отчеты, протоколы заседаний Попечительного совета, копии аттестатов и др., которые дают достаточно полное представление о постановке учебного процесса, деятельности Попечительного и Педагогического советов, хозяйственного комитета. 
В трех километрах от села Макарово находится село Ивановское. Это поселение было известно с XIV века как деревня Ермаково. Эта деревня стала называться селом Ивановским – по имени святого Иоанна, именем которого названа церковь. В тот год в селе были 213 жителей (109 мужчин и 104 женщины), 11 крестьянских дворов, дом помещика, при нем скотный двор, сад, рига[3], огород и ледник.
В 1865 году церковный староста Богородский купец 2-ой гильдии А.К Куприянов построил на свои средства и открыл школу для бесплатного обучения сельских детей в селе Ивановское, обязуясь обеспечить школу всем необходимым: столы, книги и пр. Куприянов предложил священнику Александру Ивановичу Петропавловскому и приходскому дьякону Василию Скворцову быть в данной школе учителями и наставниками, на что получил их согласие.
Из заметок А.П. Мельникова мы узнали, что в его родном селе Макарово школа появилась в 1872 году. Сельский сход по предложению местного крестьянина Василия Степановича Капустина принял решение открыть четырехклассную земскую школу.
В 1918 году возник комитет бедноты, стали создаваться кружки: ликбезы (ликбезы - ликвидация безграмотности), драматический и др. Молодежь подыскала помещение под избу-читальню, но самой желанной мечтой жителей была школа. В Макарове школы не было, и дети ходили учиться в село Ивановское. Крестьянин Александр Михайлович Муравьев по просьбе односельчан отдал переднюю часть, недавно выстроенного дома в селе Макарово, под школу. Через несколько лет школу перевели в дом священника. В 1928 году школа получила свое здание и простояла до 1985 года. Молзинская земская школа была открыта в 1872 году. В течение 23 лет располагалась она в частных домах молзинских крестьян, и только в 1895 году с пособием и ссудою от губернского земства и при материальном участии нескольких местных фабрикантов было построено новое здание для школы. Здание одноэтажное деревянное, обшито тесом, крыто железом с желобами и водосточными трубами, поставлено на сплошном кирпичном фундаменте. Классная комната одна, высотою 5 аршин, продолговатой формы, с тремя наружными стенами. Стены голые, не сырые, чистые. Потолок из половинок, плотно сколочен, промазан и засыпан землею. Пол дощатый, сбит хорошо, неокрашен, чистый. Отопление голландскою печкой, с притоком наружного воздуха. Прогревается хорошо, угара и дыма не бывает, топится вечером. В классе тепло, есть термометр для измерения температуры.
Классных столов 16, каждый на 2-х учеников, три из них нормального типа по системе Эрисмана[4], разных размеров, остальные ненормального типа. Оконный свет падает на парты исключительно слева. Ближайшее расстояние от окон – 0, дальнейшее – 7 аршин. Проходы между столами от 0 до 1 аршина. Кроме парт, в школе имеется стол, стул, 2 классных доски, книжный шкаф, скамья, табурет под цветами. Обедать ученики ходят домой – все из деревни Молзино, где школа. Продолжительность учебного дня, уроков и перемен, обычная. Вечерних занятий нет. Уроки на дом задаются. Пение и рукоделие не преподаются.
Взыскания применяются: стояние на ногах, оставление без обеда и оставление в школе после занятий. Пашуковская земская школа открыта в 1890 году в специально построенном для нее здании, с пособием и ссудою от губернского земства и материальным содействием попечителя В.П. Канаева. Расположена на краю селения, на расстоянии приблизительно 10 саженей от жилых домов, в высокой открытой местности с песчаною почвой. Величина участка – 1 десятина. Ни двора, ни сада нет. Есть небольшой лужок, удобный для прогулок, им пользуются дети. Земство[5] с первых дней своего существования находило возможность влиять на фабрикантов и заводчиков с целью поощрения их к участию в школьном деле. Огромную роль в этом сыграли санитарные службы, созданные губернским и уездным земствами. Начиная с 1865 года, обязательным условием конкурсного отбора на Всероссийских выставках стало наличие и состояние школ при фабриках и заводах. К 1885 году ежегодные затраты промышленников на школьное дело составляли около 17 тыс. рублей, что составляли 34 % от всей суммы расходов на земское образование в уезде. К чести богородских фабрикантов надо отметить, что в целом по губернии этот показатель составлял только 14,5 %. Девятнадцатое столетие было самым урожайным веком по количеству вновь открытых школ, как в Московской губернии, так и в Богородском уезде в частности. Только в период с 1881 по 1885 год было открыто в уезде 8 земских и 5 церковно-приходских школ, в последующие 4 года - 13 и 7 соответственно. К концу столетия в уезде насчитывались 69 земских и 42 церковно-приходских школ. В девятнадцатом
столетии в деревне Черноголовка и в помине не знали о школе: из 200 человек насчитывались лишь 19 мужчин и 2 женщины грамотных, и то их грамотность заключалась лишь в том, что они могли прочитать объявление, нацарапать пером фамилию и досчитать до сотни. В 1892 году в доме крестьянина Монахова была открыта земская школа с 20
учениками и одной учительницей Соловьевой Серафимой Сергеевной, столбовой дворянкой[6], с золотой медалью окончившей гимназию. В 1897 году было построено типовое школьное здание, рядом со Стромынским трактом, на некотором расстоянии от крестьянских домов Малой Черноголовке. (Раньше деревня Черноголовка делилась речкой на Большую и Малую, нынешний город расположен на территории Малой Черноголовки.) Сегодня на этом месте стоит Дом Ученых. Деревянное одноэтажное здание на сплошном кирпичном фундаменте под железом было построено на средства Богородского земства и при содействии попечителя И. С. Шибаева - Богородского фабриканта.
В документах того времени сказано: «Внутри одна классная комната на 55 учеников, столы на трех учеников – приобретены попечителем, мебель в комнате учительницы – от земства, при школе имеется раздевальня и кухня. Вода берется из деревенского колодца, держится в ведре без крышки. Приварка[7] не устроена, обедать домой уходят лишь 4 ученика, остальные едят в школе (хлеб, картофель, кашу). В плохую погоду в школе остаются 4-5 далеко живущих школьников-мальчиков, спят на полу, подстилая верхнюю одежду. Питаются только хлебом, чая не пьют. Продолжительность учебного дня 5 часов. Вечерние занятия бывают зимою, при керосиновой лампе часа два. Уроки на дом задаются. В качестве взыскания применяются: стояние в классе на ногах и оставление в школе после уроков…»
Дело в том, что в школьном музее не сохранилось ни одной фотографии этой школы, но есть картина местного художника Чаркина Федора Моисеевича, на которой изображена наша первая деревянная школа. Как оказалось – картина не совсем точна. На эти неточности указала во время интервью одна из первых учительниц нашего города Анастасия Архиповна Николаева. По профессии она – строитель. Анастасия Архиповна рассказала мне, какой был первоначальный вид нашей первой школы, и где она находилась. При этом стало понятно, что картина была написана по памяти, а не с натуры. Художник не совсем точно отобразил как расположение самого здания, так и детали его внешнего облика. Поэтому было бы особенно интересно найти фотографии той первой школы. Шел 1950 год, в стране действовало постановление партии и правительства об обязательном семилетнем образовании. В связи с этим Черноголовская начальная школа была объединена с Ямкимовской неполно-средней школой № 49, таковой и стала именоваться. Заведовать школой назначили Сергея Дмитриевича Новикова, который сменил Гиляровского Владимира Николаевича. Приняв школу, в то же время, Сергей Дмитриевич начал преподавать биологию и химию. Колхоз выделил школе под огород два гектара земли.
Во всех делах и начинаниях директора завуч школы была его верным помощником Клавдия Николаевна Виноградова. Шли годы. В 1962 году школа переехала в поселок ННЦ в новое кирпичное здание, продолжая числиться в Ногинском РОНО под № 49.
 
Поселок рос, в школе не хватало мест. Большим подарком для поселка стало открытие нового здания ЭСОШ № 82. В 1970 году ученики приступили к занятиям. Первым директором школы была учитель математики Белоногова Витта Анатольевна. Детей встретили светлые классы, современные кабинеты, просторные рекреации. За уникальный проект архитекторы, среди которых были Газеров, Дубовицкий, Толмачев, Френкель, конструктор Маргулис удостоились 1-ой премии Совета Министров СССР. Сейчас школа по праву носит имя Ф.И. Дубовицкого. Гордостью школы стали ее выпускники. Среди них люди разных профессий: ученые, учителя, врачи.
 
Выводы.
1.      История школьного образования в Богородском уезде начинается с 8 земских и 5 церковно-приходских школ 19 столетия. Тогда учителями были священники, и часто один учитель вел несколько классов. В школе велось обучение письму и грамотности в течение одного года. Сейчас каждый предмет преподает специалист в своей области знаний. Обучение проходит уже не один год, как раньше, а десятилетие. За это время ученики школы получают знания по многим областям науки.
2.      Раньше образование было не обязательным, но постепенно обучаться стали все больше и больше детей. И только в советское время образование стало всеобщим и обязательным.
3.      Раньше в школе детей наказывали: стояние в классе на ногах и оставление в школе после уроков, лишение обеда. Примерно в конце 19 начале 20 веков наказание были отменены, и стала развиваться система оценок: стали появляться контрольные, проверочные работы, экзамены. Эта система действует и сейчас.
4.      Также изменилась и организация питания учеников. Раньше «приварки» - школьные завтраки, были редкостью. Школьники приносили еду с собой. В наше время уже невозможно представить современную школу без столовой.
5.      Часто школы создавались по инициативе самих местных жителей и при их активном участии. Многие школы в Богородском уезде финансировались на пожертвования состоятельных людей. Они жертвовали свои личные средства на строительство школы, организацию обучения, на покупку мебели и учебников, оплачивали приглашенных учителей.
Литература
  1. Материалы школьного музея.
  2. Интервью с одним из первых учителей Черноголовки. (А. А. Николаева)
  3. Интервью с местными краеведами (А.П. Мельников и М.С. Дроздов)
  4. Народному образованию в Богородском крае – 220 лет. Е.Н. Маслов. (http://www.bogorodsk-noginsk.ru/socium/1_220.html)
  5. Обзор состава и содержания фондов Центрального исторического архива г. Москвы по истории Богородского уезда. Л.А. Рыбина. (http://www.bogorodsk‑noginsk.ru/kraevedu/rybina1.html)
Черноголовская СОШ № 82 имени Ф. И. Дубовицкого
Автор: Акимова Дина 5 «А» класс
 
Мне помогали сделать этот доклад: руководитель школьного краеведческого музея Овечкина Наталья Дмитриевна и мои родители – в оформление доклада и в поиске информации в сети интернет.
 
1785 год - Начало систематического народного образования в Богородском уезде
 
История Богородского уезда начинается с указа "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи", изданного Екатериной II в 1775 году.
На основании этого закона в 1781 году Московская губерния была разделена на 15 уездов, в числе которых был и Богородский уезд.
Уездным городом стало ямское село Рогожи, или Рогожский Ям (ям - станция ямщиков), располагавшееся на правом берегу реки Клязьмы, в 50 верстах от Москвы на Большой Владимирской дороге.
В период с 1881 по 1885 год было открыто в уезде 8 земских и    5 церковно-приходских школ, в последующие 4 года - 13 и 7 соответственно. К концу столетия в уезде насчитывались 69 земских и 42 церковно-приходских школ. К 1885 году ежегодные затраты промышленников на школьное дело составляли около 17 тыс. рублей, что составляло 34 % от всей суммы расходов на земское образование в уезде. К чести Богородских фабрикантов, надо отметить, что в целом по губернии этот показатель составлял только 14,5 %
 
В 1860 году в Богородском уезде было построено первое женское начальное училище 2-го разряда, которое в 1873 году преобразовалось в прогимназию, переименованную в 1905 году в Здание Богородской женской гимназии на Дворянской улице

Савва Тимофеевич Морозов

Часто школы создавались по инициативе самих местных жителей и при их активном участии. Многие школы в Богородском уезде финансировались на пожертвования состоятельных людей. Они жертвовали свои личные средства на строительство школы, организацию обучения, на покупку мебели и учебников, оплачивали приглашенных учителей.
 

 


[1] Катехизис - в переводе с греческого языка значит - оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину
[2] Отдохновение, - по-другому отдых
[3] Рига – это постройка для сушки снопов с местом для молотьбы
[4] Эрисман Ф.Ф. - московский профессор, основоположник школьной гигиены – в 70-х годах XIX в. предложил специальную конструкцию школьных двухместных парт с откидными крышками
[5] Земства, - выборные органы местного самоуправления. Введены Земской реформой в 1864. Земства ведали народным образованием, здравоохранением, строительством дорог, содействовали развитию крестьянского хозяйства, кустарных промыслов. Ликвидированы в 1918 декретом советского правительства.
[6] Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов, занесённые в XVI—XVII вв. в столбцы — родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.)
[7] Приварка - так в то время назывались горячие завтраки в школе

 

 

Автор: Акимова Дина, 5 "А" класс СОШ№82, 2006 год
Назад