Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Программа на март

Стромынь

Ролдник Сергея Радонежского, Стромынь Родник находится на берегу реки Дубенки, за старинным селом Стромынь. Здесь раньше существовал монастырь, упраздненный еще в давние времена.  Основал его когда-то сам преподобный Сергий. «Того же лета (1379) игумен Сергий, Преподобный отец, постави церковь в имя святыя Богородице, честнаго Ея Успения, и укрепи ю иконами и книгами и монастырь устрой, и кельи возгради на реце на Дубенке на Стромыне» (Рогожская летопись). 

История возникновения села Коровицыно — Стромынь Богородского уезда (краеведческое исследование).

Стромынь

В 30-ти км на север от Ногинска, на кольцевой дороге, на левом берегу реки Дубенки расположено большое старинное село Стромынь. До второй половины 19 столетия это село называлось Коровицыно, Коровицено, Коровниково — по-разному в различных источниках.

Как же родилось это название? Само придорожное село возникло, вероятно, с того самого времени, когда дорога из Москвы на Суздаль и Владимир стала довольно оживленной, скорее всего, не позднее 14 века. Во всяком случае, достоверно известно, что в 80-х годах этого века Коровицыно из великокняжеского подчинения, то есть из дворцовой вотчины перешло в вотчину монастырскую. В народе живет легенда, что первое поселение здесь, на скотопрогонном тракте, появилось для отдыха гуртовщиков и сторожей, а потом на этом месте возникло село. Что ж, каждая легенда имеет право на существование.

1910 год. Фасад с разрезом и план храма из Стромыни.

В писцовой книге, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1872 году, сказано: «… в селе Коровицыно, в 1573-74 гг. имеется церковь Никола Чудотворец…»

Из исторических источников явствует, что через село проходил скотопрогонный тракт. По нему в Москву перегонялись гурты телят и коров из Северо-Восточного угла Московского

Из исторических источников явствует, что через село проходил скотопрогонный тракт. По нему в Москву перегонялись гурты телят и коров из северо-восточного угла Московского уезда (губерний тогда еще не было), и ближних районов Владимирского края, где крестьяне занимались как самостоятельным промыслом выпойкой телят. За летний сезон через село перегонялось от 7 до 10 тысяч коров и от 40 до 50 тысяч телят. Здесь в окрестностях села существовали пастбища (полевщины), которые за плату сдавались гуртовщикам. Каждый раз после ухода скота на следующее пастбище, которое находилось в районе села Успенское, коровицынские луга покрывались гниющими трупами погибших животных, служившими причиной распространения чумы. Загаженные извержениями зачумленных животных участки полевщины, тысячи мух, слепней, оводов, смрад и зловоние…. Такая картина (а нашествия животных повторялись ежегодно на протяжении нескольких столетий) осталась в памяти местных жителей. Потому и получило селение название «Коровицыно».

От Коровицына отходил скотопрогонный тракт, тянувшийся мимо деревень Щекавцево, Мамонтово, Бабенки до села Успенское. Эта дорога, с каждым годом все, более уплотняясь копытами тысяч животных, превратилась в широкий лесной «проспект». Сейчас он сильно зарос, но местами все же заметен — до постройки кольцевого шоссе эта дорога была связующей нитью с деревнями Щекавцево и Боровково.

Надо сказать, что угрожающее положение с доставкой животных в Москву (гибель их в дороге и распространение инфекционных заболеваний, опасных и для людей) дошло до царского правительства. В конце 19 столетия скот, перегоняемый прежде по Стромынскому, Владимирскому и Санкт-Петербургскому трактам, стали перевозить по железной дороге.

Село же с названием Стромынь свое датоисчисление начало с 14 столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси. Таких источников около десяти, и все они связаны с Успенским Дубненским монастырем, основанным на СТРОМЫНИ игуменом Сергием Радонежским в 1381 году по обету великого князя Дмитрия Донского. Слово «Стромынь» в словаре древнерусского языка отсутствует.

А вот в толковом словаре В. Даля есть слово, близкое по звучанию: «Стромить — крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя». Когда строился монастырь на берегу Дубенки, дорога, шедшая из села Коровицыно-Стромынь к монастырю (ныне на этом месте находится кладбище) могла быть гатью. Сам монастырь тоже, возможно, строился на низком месте, которое пришлось «стромить», то есть, несколько возвышать насыпью, укрепляя грунт сваями и гатью. В пользу этого говорят результаты исследований краеведа из Щелково М.С. Гаева «… основание Успенского монастыря явно насыпано, площадь насыпи — около трех гектаров. Холм не торфяной, каким он мог быть, если бы землю сгребли вокруг, а песчаный. Песок не иначе, как со дна Дубенки. При обследовании реки вблизи холма замечено спрямление русла и вычерпывание дна (сохранились валы)».

Значит, «стромить» нашим предкам все-таки пришлось. Есть и еще одно подтверждение этому — в Патриаршей, или Никоновской, летописи, в рассказе об устроении Дубненского монастыря говорится: «…игумен Сергий созда монастырь на реце на Дубенке, на Стромыни…» Так измененное временем слово «стромить» стало «стромынью». По-видимому, название села не относится к самому селу, ни даже к монастырю, а связано лишь с местом, на котором стоял монастырь. Ни в одном источнике не встречается  сообщение, что Дубненский монастырь был построен «около Стромыни», или  «в Стромыни», или «у Стромыни». Разные авторы в разное время указывают: «На Стромыни».

Это согласуется и с летописными  источниками. В указателе волостей и селений за 1878 год говорится, что в Аксеновской волости Богородского уезда Московской губернии имеется: «подмонастырская слободка» и сельские слободы — «стромыни». Первая относится ко времени существования Дубненского монастыря. В этой слободке, по-видимому, проживали монастырские «служки», работавшие по хозяйству; она располагалась ближе остальных к монастырю. Сегодня это предположительно часть улицы Садовой, из всех семи улиц села она проходит ближе других к кладбищу.

Таким образом, второе значение этого слова — «стромыни», «стромынки» (во множественном числе) — сельские слободы. Они стояли в разных местах низкой, сырой местности, на гатях. Несколько стромынок позднее слились в одно село. В настоящее время на их месте остались улицы села. А Стромынский монастырь перестал существовать в 1764 году. Единственным монастырским строением на этом месте оставался Успенский храм Божьей матери, который в 1786 году был разобран и перевезен в село Капотню Московского уезда. Теперь на месте монастыря не осталось ничего, что могло бы о нем напомнить. Именно в то время селу Коровицыну было дано название Стромыня (Стромынь) в память о Дубненском Успенском мужском монастыре на Стромыни, а на святом месте было устроено кладбище.

Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века уже существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского монастыря на Стромыни.

Из книги А.П, Мельникова. "Черноголовка и ее окретсности". Записки краеведа, Черноголовка, 2008

 

Назад