Черноголовка. Мой край.

Последние новости



Программа на март

Ногинский педагогический техникум (НФ МГОУ) – страница в истории народного образования нашего края

 

Работа подготовлена для городской научной конференции учащихся 2014 г

секция: краеведение

 

Подготовили: ученицы 10 класса МОУ СОШ №75

Овечкина Анна и Большева Анна

Руководитель: Овечкина Наталья Дмитриевна

     

Тема: «Ногинский педагогический техникум (НФ МГОУ) – страница в истории народного образования нашего края»

Цель проекта: Выяснить, какую роль играл и играет Ногинский педагогический техникум  (НФ МГОУ) в образовании учителей нашего округа.  Собрать  и сохранить для будущих поколений свидетельства о наших земляках, учившихся в этом училище.

Задачи:

- Познакомиться с историческим прошлым Ногинского техникума (НФ МГОУ).

- Выяснить, какую роль играл педагогический техникум в жизни Богородского уезда.

- Узнать, кто из учителей, окончивших Ногинское училище, работал в школе перед войной, во время войны и в послевоенные годы.

- Встретиться с  учителями, которые учились в Ногинском техникуме (НФ МГОУ) и записать их воспоминания.

- Собрать документальные свидетельства: письма, фотографии, открытки, воспоминания, официальные документы о наградах.       

- Создать буклет для школьного музея.   

-  Донести полученную информацию до общества через краеведческий сайт «Черноголовка – мой край»

Методы работы: Поисковая деятельность, картографический метод, исследовательский метод, экспозиционный метод.

Актуальность

  • Наш проект позволит молодым людям больше узнать о роли учителя в их жизни и поможет им в выборе профессии. 
  • Собранный нами материал будет размещён на краеведческом сайте интернет-портала «Черноголовка – мой край» и, надеемся, заинтересует изучающих историю родного края.
  • Созданный нами буклет будет прекрасным подарком для школьного музея.

Изучая краеведческий материал прошлых конференций МАН, знакомясь с литературой о  нашем крае, просматривая работы, размещённые на сайте «Черноголовка - мой край», мы заинтересовались исследовательскими работами Дины Акимовой о народном образовании в Богородском уезде и работой Маши Беляевой о первой школе в деревне Черноголовка. В этих исследованиях упоминаются учителя, работавшие в первых сельских школах Черноголовского округа.

У нас возник вопрос: где эти учителя получали образование, чтобы преподавать в сельских школах? Оказалось, что большинство из них оканчивали Ногинское педагогическое училище, которое было единственным в Московской области.

Наша работа об учителях, окончивших Ногинское педагогическое училище (НФ МГОУ).

* * *

Из истории Ногинского педагогического училища

Ногинское педагогическое училище располагается в здании, которое было построено в дореволюционные годы для Реального училища.

Реальные училища возникли в России после реформы 1871 года. Обучение в них специализировалось в основном по коммерческому направлению и отвечало требованиям широкого развития производительных сил  России. В начале 19-го века общественность Богородска поняла необходимость создания Реального училища в городе. В те годы все делалось по инициативе и на средства частных лиц. Меценаты входили в состав нескольких благотворительных общественных организаций. Одна из таких организаций – Общество содействия распространению среднего образования – и занималась созданием Реального училища.

Первое реальное училище разместилось в домовладении Арсения Ивановича Морозова в центре города, где и  просуществовало до 1913 года.

В реальном училище Богородска в эти годы учились будущие писатели: Борис Андреевич Вогау (Пильняк) (1894–1941) и Александр Владимирович Перегудов (1894–1990).

С 1858 года по июль 1868 года в Реальном училище преподавал историю и географию Николай Федорович Федоров (1829–1903) - русский религиозный мыслитель, человек энциклопедических знаний. Л.Н. Толстой говорил, что он гордится тем, что «живет в одно время  с  таким человеком, как Н.Ф. Федоров», а Ф.М. Достоевский  во многом разделял философские взгляды Фёдорова.

В 1911 году Общество решило увеличить число учеников и поручило своему комитету, возглавляемому Сергеем Арсениевичем Морозовым, решить вопрос о постройке нового здания для училища. Объявили конкурс, на котором было представлено  шесть  проектов. Был выбран проект гражданского инженера Константина Антоновича Карасева. В январе 1912 года  начаты подготовительные работы. Строительство велось под руководством инженера Константина Антоновича Карасева. Сооружение здания было осуществлено в рекордные по нашим временам сроки - за 14 месяцев. В новом, 1913 – 1914-ом учебном году училище уже переехало в новое здание, которое было рассчитано на обучение 310 учеников.

 В новом здании реального училища находилась лучшая в городе библиотека на 16 тысяч томов, огромный рекреационный зал, физическая аудитория, рисовальный зал с верхним матовым светом. Кабинеты: гигиенический, математический, химический, музыкальный, литературный, географический, зоологический, обществоведения. Кроме того, на территории училища был разбит ботанический сад и устроена площадка для игры в футбол.

Заведовал училищем комитет под представительством Сергея Арсеньевича Морозова, о котором газета «Богородская речь» в те годы писала: «В истории города Богородска имя С.А. Морозова останется навсегда запечатленным как имя истинного друга просвещения».

Рассматривая фотографию, которую нам показала учительница младших классов из Черноголовки Лариса Алексеевна Кошина, мы увидели купол, похожий на обсерваторию и домовую церковь. Действительно, до революции в здании реального училища находился домовый храм, но после революции была сломана главка.  

Купол - общедоступная астрономическая обсерватория, построенная в педагогическом техникуме имени К.А. Тимирязева в 1927 году. Краеведческий сайт «Богородск – Ногинск. Богородское краеведение» помог узнать об истории этого «детища».

25 ноября 1928 года в техникуме состоялось торжественное заседание по поводу открытия Богородской общедоступной астрономической обсерватории. В присутствии более 300 человек были заслушаны доклады профессора Баева, астрономов Набокова, В.М. Лосевой, И.В. Мухина. На открытие был приглашен почетный академик Ногинского научно-педагогического института краеведения им. М.В. Ломоносова Н.А. Морозов. Впоследствии этой обсерватории присвоили его имя. Торжественное открытие Богородской обсерватории состоялось в 1929 году.

 

Богородский педагогический техникум

Быстрый рост сети школ поставил вопрос о подготовке новых учительских кадров. Это было связано с подписанием декрета «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». В связи с этим в октябре 1921 года в Богородске (Ногинске) был открыт педагогический техникум. Именовался он так: «Богородский педагогический техникум имени К.А. Тимирязева». Первым директором педагогического техникума был К.А. Скворцов.

В 1920-е - 1930-е годы педагогический техникум был единственным средним специальным учебным заведением в Московской области, готовящим учителей начальных классов. Педагогический коллектив техникума принимал непосредственное участие в разработке методики обучения и воспитания советского учителя, оказывал методическую помощь учительству Богородского уезда. В техникуме работали прекрасные преподаватели. Вот одно из воспоминаний о преподавателе физики К.А. Скворцове выпускницы 1930-х годов Ленской С.И.

 «… талант необыкновенный. Кабинета физики, подобного нашему, я потом не видела ни в одном учебном заведении. Там были многочисленные стеллажи с приборами. На уроке вдруг неожиданно зажигались какие-то лампочки. Однажды он изобрел рентгеновский маленький аппарат, и мы все по очереди подходили, а он просвечивал нам ладошки. Вот какое диво...».

В 1923 году состоялся первый выпуск учителей начальных классов. Все выпускники были направлены на работу в сельские школы.  

В 1920-ые годы в стране начался всенародный поход против неграмотности. «Каждый грамотный должен обучить одного неграмотного» - таков был лозунг молодежи. Преподаватели, выпускники техникума, учащиеся старших курсов принимали активное участие в ликвидации неграмотности. Мы побывали в музее Ногинского филиала МГОУ, где хранятся воспоминания выпускников разных лет. Из их воспоминаний мы узнали, что студенты техникума готовили рабочих на рабфак. Они читали лекции в деревенских клубах и селах.

Из воспоминаний Варламовой К.А. - выпускницы педагогического техникума 1930-х годов:

«В 20-е годы ребята приходили в армию неграмотными. Стояла задача обучить их до момента мобилизации. При горвоенкомате была организована школа ликбеза для призывников. За 8 месяцев мы с ними проходили программу за начальную школу…»

1930-е годы были тяжелыми годами для страны, для всего народа, а следовательно, и для учащихся педагогического техникума. Было трудно с топливом, питанием, обувью, одеждой. Приходилось работать на заготовке дров в районе посёлка Фрязево, расчищали от снежных завалов трамвайные и железнодорожные пути, собирали металлолом, расчищали старую базарную площадь от булыжника под сквер. Но коллектив педагогического училища продолжал жить полной интересной жизнью. Время было заполнено учебой, трудом, серьезной подготовкой к будущей профессии, общественными делами и веселым, интересным культурным отдыхом.

Большое внимание уделялось интернациональному воспитанию будущих учителей. Учащиеся Богородского техникума были активными членами «Международного общества помощи борцам революции» - МОПРа. В комсомольском клубе «Колизей» при училище организовывались революционные праздники. В городском театре проводились платные концерты. Собранные средства перечислялись в фонд МОПРа. В педагогическом техникуме работал драматический кружок. Спектакли давали для местного населения. Педтехникум был тесно связан с жизнью Богородского уезда.

В 1920-ые - 1930-ые годы из стен техникума вышла не одна сотня учителей.

В 1934 году за успехи в подготовке учителей начальных классов и за активное участие преподавателей, учащихся и выпускников техникума в развитии народного образования техникуму присвоено звание «Образцовый».

Большую роль в развитии педагогического техникума сыграл Ногинский научно- педагогический институт краеведения им. М.В. Ломоносова. О краеведческом институте мы узнали из статьи «История Богородского института краеведения» (БИК), написанной известными краеведами Михаилом Сергеевичем Дроздовым и Евгением Николаевичем Масловым. Нам понравилось выдержка из их работы:

 «Именно всестороннее изучение современности и недавнего прошлого, памятного еще людям, живущим в данный момент, – и есть главная задача краеведения. И БИК был, по нашим представлениям, также достаточно близок именно к такой трактовке краеведения».

Благодаря совместной работе на базе техникума проходили краеведческие конференции, научные собрания, экскурсии и т.д.

Так, 2 июня 1928 года БИК организовал в местном педагогическим техникуме литературный вечер с участием писателей Пильняка, Перегудова и Яковлева на тему «Богородский уезд в художественной литературе».

БИК всячески помогал педагогическому техникуму в развитии краеведческой работы. Работы по краеведению велись по различным направлениям. Интересна для студентов была работа по археологии, которую вел преподаватель рисования Е.И. Диков (1925 – 1972). Вместе со своими учениками он исходил вдоль и поперек Ногинский район, обследовал огромное количество археологических памятников, один из которых находится в селе Макарово.

В 1937 году педагогический техникум переименован в училище

С 1930-го по 1941-ый год учащиеся не только учились, но и отдавали много сил оборонной работе, так как международная обстановка в стране каждый год усложнялась. Учились владеть боевым оружием, противогазом, оказывать первую помощь, сдавали нормы на значки БГТО и БГСО. В техникуме проходили лагерные сборы, двухсуточные военные походы.

В годы Великой Отечественной войны училище не прекращало свою работу. Страна перестраивалась на военный лад. Осенью 1941 года под госпиталь было передано здание педагогического училища, а занятия проводились в школах №2 и № 4 посёлка Успенское, а затем и в здании школы-интерната для глухонемых детей.

Многие преподаватели и учащиеся вскоре ушли на фронт. Деятельность педагогического коллектива была подчинена одной цели: «Все - для фронта! Все - для победы!». Необходимо было придать всему учебно-воспитательному процессу особенно острый, боевой, патриотический характер. Первые уроки начинались со сводок информбюро, читали письма с фронта преподавателей, выпускников, родных учащихся. В 1943 году в училище были открыты курсы по подготовке учителей русского языка и биологии для работы в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков.

Мы узнали, что в эти самые трудные годы для нашей страны, несмотря на трудности, из сел и деревень шли учиться в училище молодые девчонки. Они преодолевали большое расстояние, чтобы дойти до Ногинска пешком. Многие из них жили в селах и деревнях, которые сейчас относятся к Муниципальному округу города Черноголовка.

В 1941 году большая группа студентов третьего курса была распределена в сельские школы района. Среди них и Нина Александровна Копина.

Нина Александровна Копина (Строганова)

Родилась Нина Александровна в 1923 году, в селе Заречье Киржачского уезда Владимирской губернии. Окончив школу, она поступила в Ногинское педучилище. В 1941 году большая группа студентов третьего курса была распределена в сельские школы района. Так Нина Александровна оказалось в Ботовской школе.  Отсюда она была вызвана на выпускные экзамены в педучилище. 23 февраля 1942 года ее направили в Макаровскую школу на должность заведующей и учителем. Было Нине Александровне всего17 с половиной лет! На её хрупкие плечи легли заботы о школе и учениках.

Жизнь в селе не замирала ни на миг. Ребята в годы войны взрослели рано. В семьях они стали главными помощниками, так как у многих отцы были на фронте. Нина Александровна делала все возможное, чтобы молодые люди хотя бы вечерами могли забыться чтением стихов, а потом организовала драматический кружок. Учась в техникуме, она и сама любила выступать на сцене. А здесь она руководитель кружка, да еще какого!

Забыв усталость, сельская молодёжь вечером после тяжелого рабочего дня шла в клуб на репетицию. Ставили спектакли по рассказам А.П. Чехова, А.Н. Островского. Играли на сцене как Макаровского клуба, так и в клубах соседних селений.

В 1946 году Нина Александровна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов». В 1954 году была награждена медалью «За трудовое отличие».

Прошли годы. И вот совсем недавно, в преддверии нового, 2014 года в Макаровской школе был праздник. 29 декабря 2013 года Нине Александровне Строгановой исполнилось 90 лет.

Нина Алексеевна Строганова 1942 год На фото: Власова Валентина Павловна, Строгонова Нина Александровна, Авдонина Антонина Алексеевна, Мартынова Мария Михайловна.

Нина Александровна Строганова

1942 год

На фото: Власова Валентина Павловна, Строгонова Нина Александровна, Авдонина Антонина Алексеевна, Мартынова Мария Михайловна. На фото: В центре Строганова Нина Александровна и ее коллега Власова Валентина Павловна. Ученики Нины Александровны: Овечкин Вячеслав, Колинова Татьяна, Горячева  Зинаида, Румянцева Галина, Горячева Вера.

В школьном зале можно было увидеть ее учеников разных выпусков и, конечно, ее коллег. Цветы, подарки…. Но разве можно заменить их от души сказанными словами благодарности своей первой учительнице. Как приятно было видеть сияющие глаза первой учительницы, а ей - своих первых учеников, ныне уже взрослых.

А. А. Петухова, село Стромынь, 1948 год.

Антонина Алексеевна Авдонина (Петухова)

1943 год. Идет страшная война. Пропал без вести отец. Тоня Петухова после занятий в Ногинском педагогическом училище торопится домой в село Стромынь, где ее ждут мама, младшие сестры и братья. Более десяти километров придется «отмахать» пешком в разношенных валенках сегодня вечером, а завтра с утра обратно, на занятия. Неистребимое желание «знать и уметь» заставляло в те голодные годы получать образование. И это желание передалось сестре и брату, которые впоследствии много лет проработали педагогами.

После окончания педучилища Антонина Алексеевна работала учителем, а затем и завучем Стромынской школы. В 1960-м была направлена директором в Боровковскую школу, а в 1962-м году - назначена директором Макаровской школы.

Самоотверженный труд учителей в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку правительства: многие работники народного образования, в том числе и Антонина Алексеевна, были награждены орденами и медалями.

* * *

В августе 1945 года педагогическое училище вернулось в родные стены. Здесь всё напоминало о госпитале: остатки медицинского оборудования, устойчивый запах лекарств. Первое, с чего начали преподаватели и учащиеся, - это восстановление аудиторий и общежития, которое находилось тут же, в подвальном помещении.

Сестры Капитолина Васильевна и Роза Васильевна (Денисовы)

Роза Васильевна Некрасова – 1961 год.  Якимово

Сестры Капитолина Васильевна и Роза Васильевна (Денисовы) родились здесь, в деревне Черноголовка. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на военные трудности, они ходили учиться в Якимовскую школу-семилетку. Роза Васильевна, окончив школу в 1943 году, поступила учиться в Ногинское педучилище, а сестра училась после войны. После окончания училища сёстры преподавали в Якимовской, а затем и в черноголовских школах.

Роза Васильевна Некрасова – одна из представителей славной плеяды черноголовских учителей.

Роза Васильевна Некрасова (Денисова) – учитель-методист. Отличник народного просвещения СССР, Заслуженный учитель школ РСФСР. Что стоит за всеми этими званиями? Упорный многолетний труд. Это горы книг и тетрадей. Но она сама не уставала учиться. Многие словесники Московской области сами приезжали к ней за опытом. А сколько она провела литературных вечеров, сколько спектаклей просмотрела с учащимися, сколько провела экскурсий по Подмосковью!

Зоя Алексеевна Максимова (Мосалева)

Зоя Алексеевна Максимова

Родилась в 1937 году в Черноголовке. Сначала она училась в Черноголовской начальной школе, затем в Якимовской семилетней школе. После ее окончания поступила в Ногинское педучилище. Работала в деревне Боково учителем начальных классов, затем в Якимовской школе. Дети, её ученики, всегда стремились в школу, радовались похвале любимой и требовательной учительницы.

В эти годы именно учителя младших классов занимались творческим развитием школьников. В школу приглашали и солдат, которые строили наш город, для них читали стихи, пели песни. Дети выступали и в местном деревенском клубе.

* * *

 С 1957-го по 1959 год в училище работало дошкольное отделение, а в 1940-е – 1950-е годы – заочное отделение. Ранее основным направлением образовательной деятельности училища являлась подготовка учителей начальных классов.

Лидия Алексеевна Максимова

 Лидия Алексеевна Максимова

После окончания Ногинского училища Л.А. Максимова начала работать в интернате, который находился в первой начальной школе деревни Черноголовка. Дети собирались из местных окрестных деревень, и не у всех была возможность уезжать домой.

Лидия Алексеевна и воспитатель Антонина Георгиевна Пинегина по очереди дежурили ночами, утром будили детей, кормили, провожали в школу, днем делали с ними уроки. Часто ходили в деревню на ферму за молоком, сами варили кашу на завтрак.

Лидия Алексеевна, продолжая работать, училась в Орехово-Зуевском пединституте. С 1966 года стала работать учительницей начальных классов в новой черноголовской школе, построенной  в 1962 году. Стать учительницей было её мечтой с детства, которая, в конце концов, осуществилась.       

Лидия Васильевна Максимова

Мы беседуем с Лидией Васильевной Максимовой. Ее детство пришлось на трудные годы в стране. Родилась в селе Воскресенское Ногинского района. Рано осиротела. Еще до начала Великой Отечественной войны, когда ей было 4 года, от голода умерла мама. Вот что она вспоминает:

«Меня и младшую сестренку взяла к себе бабушка. Затем на войне погиб и отец. А осенью 1946 года нас отправили в детский дом города Пушкино. Было, конечно, нелегко. Рано познав трудности, научившись ценить добро, пусть самое малое, еще девчонкой я твердо решила стать учителем».

 В 1952 году Лидия Васильевна поступила в Ногинское педагогическое училище, после окончания которого работала сначала в Монинской средней школе, а затем в семилетней Якимовской школе. Она вела уроки музыки, рисования и физкультуры.

«А знаете, – вспоминает Лидия Васильевна, - я ведь была и на Целине! В 1954 году по призыву комсомола я решила уехать в казахстанские степи. Так студенткой 3 курса я оказалась в Казахстане. Почему я уехала? Мне, воспитаннице детдома, материально было очень тяжело. Вот и решила: буду учиться и работать. Работала на строительстве дороги. Трудно держать тяжелый лом, я была самая младшая. И вот однажды бригадир к себе вызывает и говорит: «Поезжай-ка, ты, Лида, домой. Тебе учиться надо. Я тебе, как отец, советую: учись…». Я ему за это очень благодарна.

- А чему Вас научили Ваши ученики?

- Терпению и любви. Мне нравится работать с детьми.

Мне пришлось поработать в старенькой начальной школе в Черноголовке, а затем перешла в построенную в 1962 году новую школу. Приходилось делать все: кроме грамматики и математики, заниматься с ребятами музыкой, рисованием, проводить уроки труда и физкультуры».

Надо отметить, что всем учителям того времени легко работалось. Море энергии, задора, оптимизма. Вот что писали ей дети в своих признаниях: «У нее всегда доброе лицо и ласковая улыбка…» 

Тройнова Любовь Александровна

Интервью с Любовью Александровной:

- Скажите, пожалуйста, когда Вы поступили и в Ногинское педагогическое училище и когда окончили его?

- Я поступила в Ногинское педучилище в 1975 году и окончила в 1979-м.

- Тяжело ли Вам давалась учеба?

- Учеба мне всегда давалась легко. Я с отличием окончила школу, затем и училище и, так как я была одной из лучших учениц, была направлена работать в Москву, а в то время это было престижно.

- Продолжили ли Вы свое обучение в институте после педагогического училища?

- Да. Я очень любила математику и точные науки, поэтому я поступила на физико-математический факультет, на заочное отделение. Но все же основа всех знаний – это Ногинское педагогическое училище.

- Помните ли Вы Ваш первый урок?

- Помню, конечно. Первый мой урок – урок математики. Я так переволновалась, что ничего не успела, много ошибок сделала. Но за проведенный урок Олимпиада Константиновна, завуч, принимавшая у меня урок, поставила мне «отлично». Я была удивлена, но потом она пояснила, что была поражена тем, что я постоянно говорила «будьте добры», «скажите, пожалуйста», «спасибо». Вот и сейчас, продолжая работу в МОУ СОШ №75, я всегда говорю эти слова и стараюсь научить этому Вас - своих учеников.

- Скажите, пожалуйста, какие учителя Вам запомнились?

- Директор педучилища – Афанасьева Елизавета Ивановна - была замечательным учителем истории. К сожалению, она недавно ушла из жизни. Егоров Олег Васильевич – преподавал у нас психологию. Соловьев  Николай Иванович – ТСО.

- Чем Вы занимались в свободное время?

- Знаете, я была активисткой. И чем только не занималась! И в театральном кружке выступала, и в конкурсах участвовала. Бегала, прыгала. Также играла на баяне. При поступлении в педучилище все были разделены на группы: кто на каком инструменте будет играть. Меня почему-то определили на баян.

- Скажите, пожалуйста, где Вы брали книги?

- В здании была очень большая библиотека. Ну и, конечно же, дома книг немало было.

Вера Михайловна Герасимова

Интервью с Верой Михайловной Герасимовой.

- Вера Михайловна, пожалуйста, вспомните, в какие годы Вы учились в педагогическом училище.

- В педагогическом училище я училась с 1975-го по1979-й год.

- Какие яркие воспоминания это училище оставило в Вашей судьбе?

- Во-первых, Ногинское педагогическое училище для меня - это храм науки. Само здание и, конечно же, уровень образования учителей. Особенно большое внимание уделяли  в педагогическом училище музыкальным предметам, игре на музыкальных инструментах. Было очень много вечеров. Вечеров творческих, которые вдохновляли студентов и давали большую пользу для дальнейшего образования. Мы получили очень высокий уровень для успешного преподавания в начальных классах.

 Нас учили не только детей обучать, но и развивать и воспитывать, поэтому учителя готовились к каждому празднику. И это были очень интересные вечера, праздники, спектакли…

- А Вы не жалеете, что выбрали именно эту профессию? Профессию учителя начальных классов?

- Нет, не жалею. Потому что очень люблю детей и всю жизнь работаю, и нравится мне. И когда есть какой-то результат, положительный, то возникает удовлетворение и понимание, что это мое место.

- Как Вы думаете, какую роль сыграло педагогическое училище в подготовке учителей нашего края?

- Я считаю, что педучилище (именно в те времена) давало очень хороший уровень образования. Я не получила столько в институте, сколько в училище.  Я считаю, что уровень образования именно в те годы был довольно глубокий.

Кошина Лариса Алексеевна

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда Вы поступили в Ногинское педагогическое училище?

- Я поступила в Ногинское педагогическое училище в 1978 году.

- Какую специальность Вы получили после его окончания?

- Всем учащимся Ногинского педагогического училища после его окончания присваивалась специальность учителя начальных классов.

- Расскажите о Ваших педагогах.

- Ленина Олимпиада Константиновна, директор, вела психологию, теорию и практику.

Я всегда восхищалась своим преподавателем Валуевой. Эта женщина прошла Великую Отечественную войну. Её отличали всегда прямая осанка, высоко поднятая голова. Она очень теплый по отношению к другим человек.

 Борисова Таисия Ивановна, наш классный руководитель. Николай Иванович Соловьёв преподавал ТСО (технические средства обучения).

Додонов Юрий Борисович, житель Черноголовки, вел физику или химию в нашем училище. Это педагог от Бога. Он всегда подходил к своему предмету с юмором.  Корешкова Е.А. - учитель математики, старожил нашего педагогического училища. До сих пор работает там, если я не ошибаюсь.

- Принимали ли учащиеся Ногинского педагогического училища участие в праздничных мероприятиях?

- Да, конечно. 1-го и 9-го мая проходили праздничные шествия, демонстрации. И мы все принимали в них активное участие.

- Из каких городов были Ваши однокурсницы?

- Монино, Электросталь, Сергиев-Посад, Ногинск, Черноголовка.

- Какой была Ваша подготовка к первому в жизни уроку, который Вы вели самостоятельно? Какой это был урок?

- Первый урок, который я проводила, был уроком музыки. Прежде чем его провести, мы с педагогом последовательно разбирали план занятия. Мы с учителями в подшефной школе обсуждали тему урока, конспект, а потом методисты утверждали этот конспект.

Можно сказать, что, преподавая в школе, мы набирали методическую «копилку» практических знаний.

1986 год. Начало дополнительной специализации для учителей

С 1986 года училище приступило к подготовке учителей с дополнительной специализацией: музыкальное воспитание, изобразительное искусство, хореография, внеклассная работа по физическому воспитанию, по труду; через несколько лет – специализация по мировой художественной культуре. Благодаря открытию новых специализаций появилась возможность развивать художественную самодеятельность.

Куанышпаева Татьяна Евгеньевна

Из рассказа Татьяны Евгеньевны:

«Я поступила в училище в 1993 году, а окончила его в 1997-м. Сейчас я считаю, что эти годы, наверное, были самыми счастливыми в моей жизни. Почему? Потому что в душе было то, что готовило нас к будущей жизни. Здесь для нас был какой-то престиж: мы будем будущими учителями!

Желание возникло внезапно, в конце 8-го класса. И мне так не хотелось расставаться со школой. Как я буду жить без стен школы? Без ребят? И я внезапно нашла выход. Я решила поступить в педагогическое училище, чтобы всю жизнь быть близко к школе.

Когда поступила в институт, нам всем казалось, что в училище было интересней и знаний нам давали больше, чем в институте. Я думаю, что если б я окончила только институт, мне было бы работать труднее.

Валеева Ирина Владимировна

Интервью с Валеевой Ириной Владимировной

- Ирина Владимировна, скажите, пожалуйста, откуда появилось такое желание - быть учителем?

- Я никогда не сомневалась в том, кем мне быть. Я любила выступать. Я любила петь. Была заводилой. Мне все время хотелось что-то делать и кому-то помогать. И в силу своей энергии к восьмому классу поняла, куда мне надо идти.

- Как Вы оказались в этом училище? Почему именно оно?

- Ну, потому что оно педагогическое. И думала, что лучше я пойду учить детей.

- Какие предметы Вам больше нравились? Какие педагоги оставили след в Вашей душе?

- Мне нравилось все предметы. Мне нравился сам процесс обучения. Педагоги имеют большое значение для учеников. И, конечно же, у меня были любимые педагоги в педучилище.

Прежде всего это Лидия Бориславовна – преподаватель биологии. Она была фронтовичка. Когда она говорила, в классе можно было услышать, как летит муха. Представляете, какая была тишина? Мне очень хотелось быть похожей на нее, но пока не получается.

Один фронтовик-математик настолько любил свой предмет, что только за это у меня было внутри к нему большое уважение.

Преподаватель литературы – Надежда Федоровна - была нашей классной, и когда нам хотелось поговорить, мы пытались увести ее от урока. Но у нее этот номер не проходил. (Смеётся). Все учителя оставили след в душе, жизни.

- Какую специальность Вы получили в училище?

- В училище я получила специальность «учитель начальных классов и преподаватель музыки и пения».

- Продолжили ли Вы обучение в институте?

- Так как мне нравились уроки биологии Лидии Бориславовны, я поступила на биохимический факультет Орехово-Зуевского педагогического института.

- Сильно ли отличалась учеба в этом институте от учебы в педучилище?

- Дело в том, что училище отличается от института. В училище, как и в школе: учителя там учат. У нас были любимые учителя. Любимые уроки. И спустя годы я поняла, что педучилище дало мне все. Все, что я умею. А институт дал только «корочки»… ну и умение самостоятельно учиться. В училище нас учили всему до мелочей. Рисовать учили, вышивать, клеить, как обращаться с техникой. Мы все умели.

- Была ли у Вас педагогическая практика?

- Конечно, была. Практику проходила у своей первой учительницы. Сдала на пятерку. Она удивлялась, ну как я все успеваю. А теперь я понимаю, почему я ничего не успеваю сейчас. Потому что теперь я слежу, как каждый мой ученик успевает или нет. А в ту пору я давала им задание: они делают, а я тетради проверяю. Сейчас я работаю на каждого ребенка. А тогда я просто с любовью давала урок. Пришло понимание того, что я не просто даю знания, а  должна сделать так, чтобы каждый ученик всё понял.

- Что Вы бы хотели пожелать нашему поколению?

- Любви… Любви к людям и желания поделиться с людьми тем, что ты умеешь сам. Вот мне не жалко никому отдать все свои знания! Недаром Сухомлинский говорил: «Сердце отдаю детям».

Ногинский педагогический колледж Московской области

В феврале 2002 года училище было аккредитовано как государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ногинский педагогический колледж Московской области». В наши дни колледж располагает материальной базой, полностью обеспечивающей как потребности образовательного процесса, так и благоприятные условия для проведения культурного досуга каждого из студентов. Колледж имеет оборудованные лаборатории и кабинеты по учебным дисциплинам, в том числе современную лабораторию информатики и вычислительной техники с выходом в Интернет, студенческую библиотеку с фондом более 70000 экземпляров, современные читальный, актовый и спортивный залы, студенческую столовую, благоустроенное студенческое общежитие.

В 2011 году  Ногинский педагогический колледж стал Ногинским филиалом Московского государственного областного университета (МГОУ).

Заключение

Педагогический техникум в Богородске, открытый в 1921 году на базе Реального училища, долгое время был единственным в Московской области средним специальным учебным заведением, готовящим учителей начальных классов.

В предвоенные годы учащиеся техникума вносили значительный вклад в ликвидацию неграмотности в Советской России. Наряду с этим в техникуме в те годы проводились различные научные, в том числе и краеведческие, конференции.

В военные и послевоенные годы многие выпускники этого учебного заведения работали в сельских школах.

В последние годы Советской власти у учащихся появилась возможность овладеть дополнительной специализацией по изобразительному искусству, хореографии, труду, физическому воспитанию.

В 2002 году, после получения государственной аккредитации, училище стало называться Ногинским педагогическим колледжем, а в 2011-м – Ногинским филиалом Московского областного педагогического университета.

В соответствии с задачами, поставленными в нашей работе, мы не только установили имена, но и взяли интервью у учителей – выпускников бывшего Ногинского педагогического училища. Многие из них работают в МОУ СОШ № 75 города Черноголовка и в школе села Макарово.

Все те учителя, у которых мы брали интервью, – люди с открытым сердцем и открытой душой. Каждое интервью приносило нам радость от общения с ними. Мы узнали о том, что должен знать и уметь учитель, чтобы рассчитывать на любовь и уважение своих учеников. По мнению большинства наших собеседников, учитель в советские годы пользовался большим уважением, чем в наши дни, и такое доверие нельзя было обмануть.

Послесловие:

За годы своего существования  Ногинское педагогическое училище (ныне - Ногинский педагогический колледж Московской области) было и остаётся культурным центром города и района. Наряду с учебным процессом серьёзное внимание уделялось здесь внеклассной работе. Учащиеся играли в спектаклях, пели в хоре, занимались хореографией. Все это впоследствии помогало им в профессиональной деятельности. Многие учащиеся получали такие дополнительные специальности, как  «учитель рисования, пения и музыки» и «учитель физического воспитания».

В нашем проекте значительное место заняли воспоминания учителей младших классов, которые в разные годы учились в Ногинском  педагогическом училище. В наши дни около 90 % учителей начальных классов школ Муниципального образования «Город Черноголовка» - бывшие выпускники этого учебного заведения.

В настоящей презентации представлены фотографии, хранящиеся в архиве музея Ногинского колледжа и в архиве музея МОУ СОШ № 75 города Черноголовка.  Часть краеведческого материала, полученного нами в процессе работы, записывалась на кинокамеру. Впоследствии нами был сделан монтаж видеороликов. Эти видеоролики размещены на сайте «Черноголовка – мой край». Также мы подготовили карту школ Черноголовского муниципального округа.

Назад