Черноголовка. Мой край.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

 
 
М. В. Горячев. 1931 г.
Люди, прославившие свою Родину, - каковы истоки их становления? Где корни, питающие их? Необходимо очень бережно относится к памятникам истории, сохранять историческое наследие своих предков.
К счастью, еще живы те, через кого можно увидеть связь времени настоящего с нашим историческим прошлым. Проследить, это можно на примере родословной семьи Горячевых, используя экспонат – гармонь. Каракай Лидия Михайловна и Шапошникова Зинаида Михайлов, на одной из встреч, рассказали о своем отце Горячеве Михаиле Васильевиче. На фото вы видите Горячева Михаила Васильевича, который держит в руках гармонь трехрядку. Гармонь принадлежала его отцу Василию Кузьмичу Горячеву (1883 – 1964 гг.), он работал егерем, но главным увлечением, или его призванием, была игра на гармонии и на балалайке. Свою любовь к музыке, к русской песни он передал своим трем сыновьям: Михаилу Васильевичу (1909 – 1989 гг.), Василию Васильевичу (1921 –1941 гг.), Ивану Васильевичу (1923 – 2002 гг.) и дочери Горячевой (Колотилина) Валентине Васильевне,1925 г. рождения. Эта большая веселая сельская семья, как и все другие семьи, пережили трудные годы войны. Начиная с 1939 года, семья стала получать повестки на фронт. Первые две повестки отец и старший сын, Михаил Васильевич, получили на Финскую войну (1939 – 1940 гг.), а в 1941 году Горячев Михаил Васильевич ушел защищать Москву от немецких захватчиков.
Горячев Василий Кузьмич - егерь. Охотоведческое общество - Боково, Ивановское, Макарово. 1941 г.
Позже он был отозван по броне на Кудиновский Машиностроительный завод. С гармонией, которую подарил ему отец, еще до Великой Отечественной войны он никогда не расставался. Играя на ней, дарил радость людям. В июле 1941 года повестку на фронт получил брат Василий Васильевич Горячев, ему было 20 лет. Среди молодежи он был любимцем, да как им и не быть. Их сверстник, деревенский парень, играл не только на гармонии, но и на баяне. Вечерами молодежь собиралась в сельском клубе, где под баян, пели песни и танцевали. На фронт его, и других ребят провожало все село.
А вскоре, родители получили извещение с фронта о его гибели.
В 1942 году ушел на фронт младший сын, Горячев Иван Васильевич (1923 – 2002 гг.). Он был направлен на краткосрочную учебу в Гороховецкие лагеря. В1943 г. принимал участие в Орловской стратегической наступательной операции, где был тяжело ранен, госпиталь и возвращение домой. Иван Васильевич, как и старшие братья, играл на баяне и гармонии, ко всему прочему освоил гитару, губную гармошку и даже фисгармонь. В 1943 году в дом Горячевых пришла еще одна повестка. 18 летняя дочь - Горячева Валентина Васильевна, 1925 года рождения, была призвана на фронт. Воевала на Волховском фронте (1943 - 1944гг.). После ранения вернулась в свое родное село. Пришла долгожданная Победа. Горячев Михаил Васильевич вернулся домой, где его ждала семья: жена, две дочери и сын. Сестры Лида и Зина помнят как отец долгими зимними вечерами, сидя у горящей русской печи, играл на гармонии и пел лирические русские народные песни, а мама подпевала ему. Иногда он импровизировал и сочинял песни сам. Ни один праздник не обходился без него. Летними, теплыми вечерами, после тяжелого трудового дня, собирались соседи у их дома, послушать игру на гармонии Михаила Васильевича и попеть русские песни. Сестры не научились играть на инструменте, но они прекрасно поют. В молодости постоянные участницы школьной самодеятельности. Сейчас они поют в Академическом хоре города Черноголовка. Лидия Михайловна – бывшая ученица первой, построенной школы в 1962 году, тогда еще не города, а Научного поселка и одна из первых ее выпускниц (1965 г.).
 

РУССКАЯ ГАРМОНЬ

 
Горячев М.В. 1986 г.
Гармонь – трехрядка, черного цвета. Гармонь (гармошка, гармония) духовой музыкальный инструмент с проскакивающими языками. Русские мастера
Т. П. Воронцов, И. Е. Сизов, Л. А. Чулков, Н. И. Белобородов и другие, создали самобытный инструмент собственной конструкции, занявшей ведущее место в русском национальном музыцировании. Типовые конструкции гармонии: «тульская», «вятская», «ливенка»,«хромка» и другие. Являются исконно русскими инструментами. Самые совершенные гармонии - баян, аккордеон. Гармонь, на которой играл Михаил Васильевич Горячев, была создана Шуйскими мастерами Ивановской области. Уникальность этого народного инструмента в том, что их осталось очень мало. Какое значение имела гармонь в семье? Гармонистов можно отнести к народным умельцам. Они на слух подбирали различную музыку: для песен, танцев и т.д.С поющей душой, на память, играли и играли на редкость правильно.
У каждого гармониста была своя манера исполнения. Гармонист не только играл, но и пел, а в песнях важен талант и ум многих поколений. Песни хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.
Из песен мы узнаем о жизни народа, его труде, об обычаях и традициях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе. Гармонь скрашивала все трудности.
Жители села помнят веселых гармонистов Горячевых. Шуйская гармонь, дала нам возможность проследить не только родословную семьи, но и отрезок истории жизни нашей страны. Старое время не вернуть, новое – невозможно предсказать. Что же остается? Остаться быть человеком в любую эпоху! А о делах наших рассудят потомки, если мы будем чем – то интересны. Мы к своим предкам интерес не потеряли. Значит, связь времен еще не прервалась.
  Сентябюрь. 1973 г.
 
 А свадьбы! «Какая свадьба без баяна!»
В свадебном обряде всегда самыми почетными гостями были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили: «Играть свадьбу».
Еще один момент, когда Зинаида Михайлова называла инструменты, на которых играл ее дядя, Горячев Иван Васильевич, я услышала название «фисгармонь» и вспомнила, где я видела и слышала игру на этом инструменте. Я решила воспользоваться интернетом и найти небольшой материал о фисгармонии (Онлайн Энциклопедия Кругосвет).
Фисгармонь (гармониум, мелодиум), музыкальный инструмент, представляющий собой большую гармонику с механическими мехами и клавиатурой. Отличительной особенностью этого инструмента является свободно проскакивающий язычок – источник звука, взятый из Европы в конце 18 в. от шэна, китайского губного органа, состоящего из тыквы (резервуара) и вставленных в нее трубок с язычками. Многочисленные изобретатели на Западе использовали язычок в музыкальных инструментах. Эти эксперименты дали два успешных результата – губную гармонику и аккордеон, но совместить встроенные меха с клавиатурой удалось лишь парижанину А. Дебен. Он же и запатентовал свою фисгармонию, в 1840 г. Хотя инструменты типа фисгармонии обладают определенной мягкостью и выразительностью звучания, которых лишен орган, они заменили его главным образом лишь в маленьких церквах и домашних гостиных конца 19 начало 20 вв.

Песни, которые пели наши бабушки и прабабушки

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
 
Не давая пощады врагу
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал, любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый раз.
 
Знаю я, презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
 
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет зверь по просторам родным.
И любовь наша, наша судьба,
Проверяется в дымке войны.
 
Не тоскуй же, герой дорогой,
Этим самым хочу я сказать,
Далеко ты, но сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза.
 
Ветер песню мою унесет
И в землянке дохнет он весну,
Помни: девушка каждая ждет
И любовь, и победу твою.
 
 
Ветер, вьюга метет и метет
Ночь морозная смотрит в окно.
А в холодной землянке поет
Загрустившее счастья мое.
 
Слышу песню двухрядки твоей.
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины.
Это родина моя!
 
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!
 
Лейся. Песня, на просторе,
Не скучай, не плачь, жена!
Штурмовать далеко море
Посылает нас страна.
 
Курс на берег невидимый,
Бьется сердце корабля.
Вспоминаю о любимой
У послушного руля.
 
Буря, ветер, ураганы…
Ты не страшен, океан!
Молодые капитаны
Поведут наш караван.
 
Мы не раз отважно дрались,
Принимая вызов твой,

 

И с победой возвращались
К нашей гавани домой.
 
Лейся, песня, на просторе,
Здравствуй, милая жена!
Штурмовать далеко море
Посылала нас страна.
 
Далека ты, путь дорога…
Выйди, милая моя!
Мы простимся с тобой у порога,
И, быть может, навсегда…
 
Черные силы мятутся,
Ветер нам дует в лицо,
За счастье народное бьются
Отряды рабочих бойцов.
 
Далека ты, путь дорога…
Выйди, милая, встречай!
Мы простимся с тобой у порога,
Ты мне счастья пожелай
 
Расцветали яблони и груши,
Проплыли туманы над рекой,
Провожала милого Катюша
На борьбу с фашистскою ордой.
На прощанье счастья пожелала
И наказ ему давала свой.
«Бей врага, - Катюша наказала, -
Бей врага и будь в бою герой!»
Обещала милому Катюша:
«Фронту честно будем помогать,
Будем делать больше мин и пушек,
Чтоб скорей победу одержать».
Про любовь она не говорила
На прощанье другу своему.
«Ты пиши, - она его просила, -
Будет легче сердцу моему».
Он ответил: «Милая Катюша,
Буду метко бить я по врагам,
Наши нивы. Яблони и груши
На позор фашистам не отдам.
Не скучай, любимая подруга,
Жди меня с победою домой,
Я клянусь, что за Полярным кругом
Буду я сражаться, как герой».
Расцвели те яблони и груши,
Проплыли туманы над рекой.
Проводила милого Катюша

На борьбу с фашистскою ордой.

Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубиться над рекой,
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
 
Не выходит, песню не заводит,
Не поет на берегу крутом.
По лесам Катюша наша бродит,
По лесам сражается с врагом.
 
Отцвели вы, яблони и груши,
Жаркий бой, где яблони цвели,
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.
 
Пулемет, веселый друг «максимка»,
Громче пой. Фашистов не жалей!
Ты лети, лети быстрее, пуля,
И врага настигни и убей!…
 
Отцвели вы, яблони и груши,
Не поет Катюша над рекой,
Лесом бродит грозная Катюша,
Партизанской тайною тропой.
 
На свои послания из дому
Получил боец письмо в ответ.
В том письме, залеточке родному
Шлет Катюша ласковый привет.
 
«Я теперь, - Катюша пишет другу.-
Не хожу на берег, где туман,
Темной ночью, взяв винтовку в руку,
Бью врага с отрядом партизан.
 
На просторе, вольном и широком,
Для врага закрыты все пути,
По тропинкам брянским и дорогам
Ни проехать немцам, ни пройти.
 
Ветви яблонь снова зашумят,
Будет враг раздавлен и отброшен,
И победу трубы затрубят.
Будет день, и розовой порошей
А пока, залеточка любимый,
Мы идем с тобой в одном строю
Защищать советский край родимый
И любовь горячую свою

 

Автор: В работе принимали участие: Петьков Александр и Хвалько Елена
Назад